Top.Mail.Ru
архив

Любитель тишины

В московском правительстве продолжается системная смена команды. Всего месяц назад в фактическую отставку ушел первый вице-премьер Борис Никольский. Следующей жертвой может оказаться другой первый вице – Владимир Ресин. Похоже, кадровые перемены приведут к серьезным изменениям правил игры в столичном бизнесе.

 

Слухи совпали по времени с отчетом главы стройкомплекса на заседании правительства о работе в 2001 году. Формально отчет строителей перед мэром прошел очень даже неплохо. За минувший год, по словам Владимира Ресина, сдано более чем 3,8 млн кв. метров жилья, а в следующем году планируется довести эту величину до 4,8 млн. И восторженные интонации в рассказах о работе московских строителей, и грозная критика Юрия Лужкова, касающаяся различного рода недоработок – дело для заседаний правительства Москвы привычное. Тем не менее в прессу проникают сообщения о возможной отставке Ресина.

Частично поводом для слухов является то, что Владимир Ресин уходит в отпуск, из которого на свой пост может и не вернуться. Как будет на самом деле, пока неизвестно. Надо заметить, что отход от дел давно уже достигшего пенсионного возраста лидера строителей намечался уже давно, причем каждый раз связывался именно с отпуском. Однако на фоне других событий вероятность того, что отставка наконец состоится, повышается.

 

Автор великой фразы

Сегодня даже называются потенциальные преемники Владимира Ресина. Главный претендент – нынешний глава МСС Михаил Черне. По всей видимости, этот вариант – порождение слухов. Безусловно, г-н Черне пользуется большим уважением в среде строителей, однако некоторые считают, что подобная замена не имеет смысла просто потому, что Черне и Ресин – руководители примерно одного поколения и стиля.

Владимиру Ресину вообще трудно было бы подыскать адекватную замену. Это один из немногих чиновников муниципального уровня, обладающий не только репутацией хозяйственного руководителя, но и неповторимым политическим имиджем. Поскольку привычная для всех фраза «московские строители построили в текущем году три миллиона метров жилья» (произносится независимо от обстоятельств) – прежде всего политическое высказывание.

Лучшее подтверждение политической роли Владимира Ресина – комплекс, который он возглавляет. Это, по сути дела, объединение нескольких строительных департаментов под единым руководством. С точки зрения управления строительным чиновным аппаратом, это удобно. Однако в принципе основные структуры, входящие в комплекс, вполне способны существовать автономно, решая присущие им задачи.

Речь идет о трех организациях с довольно громоздкими названиями, хотя и вполне отражающими их специфику. Это управление формирования архитектурного облика, координации строительства и реконструкции города, возглавляемое Евгением Заикиным, управление экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли во главе с Александром Ворониным и сравнительно новое оперативно-распорядительное управление реализации городских программ, которое возглавляет Михаил Балакин. Довольно трудно представить, чтобы сегодняшний «синдикат» замов мог функционировать без самого руководителя комплекса. Поэтому один из прогнозов: в случае ухода Владимира Ресина на пенсию у него не будет преемника. Просто вместе с руководителем уйдет и место.

 

Модель без головы

Другие изменения, которые могут произойти в случае отставки Ресина, касаются отношений муниципалитета и бизнеса. В свое время глава столичных строителей сформулировал политическую концепцию застройки Москвы: «Когда чиновники объединяются с предпринимателями, это называют мафией; однако в Москве только так возможно что-либо сделать». Многие объекты 1990-х, составляющие гордость московской власти, возникли именно в рамках такой модели бизнеса. В пиаре она называется тесным взаимодействием всех участников инвестиционного процесса. Экономическую сторону такой практики однажды, как рассказывают, тонко подметил в кулуарной беседе тот же Владимир Ресин: «деньги тишину любят».

Теоретически децентрализация строительного аппарата Москвы вроде бы означает шаг к западной модели муниципального регулирования строительства, когда нет никаких комплексов, а все вопросы решают самостоятельные департаменты, разрешающие строить на тех или иных участках и курирующие архитектуру зданий.

Однако в московских условиях совершенно не очевидно, что такая схема станет более эффективной, поскольку ведомствам свойственно отстаивать локальные интересы. Элемент подспудного разброда отметил и Юрий Лужков: «Недопустима хаотичность в деятельности комплекса... так нельзя, кончайте замазывать».

Потенциально самая большая проблема московских строителей – соотношение нового строительства и реконструкции города. По словам Юрия Лужкова, в погоне за квадратными метрами предприятия забывают, что необходимо проводить реконструкцию, ремонт тех зданий, что постепенно стареют. Нужно активизировать увеличение объемов капитального ремонта, сноса и реконструкции ветхих зданий. Мэр потребовал от строителей «осмысления пропорций».

Фактически это можно понять как некий намек на излишнюю активность строителей. Повышение темпов ввода жилья может всерьез сказаться на перспективах развития города – земельные ресурсы не бесконечны, и их интенсивное освоение может вызвать проблемы в решении стратегических задач города – таких, как та же реконструкция пятиэтажек. Что и подтверждается косвенно оценкой Юрия Лужкова, которую он дал докладу Владимира Ресина: «Смущает философия самоотчета. Во-первых, ни одной свежей мысли. Это опасно. Это чревато неприятностями, может быть, не в 2002 году, но в последующие периоды».

 

Хозяин новостроек

Владимир Ресин родился в 1936 году в Минске. В 1958 году окончил Московский горный институт по специальности экономика и организация горной промышленности. Трудовую биографию начал в 1959 году с должности прораба, затем начальника участка СМУ Минстроя РСФСР. С 1962 по 1974 год работал начальником участка, начальником спецуправления, управляющим трестом горнопроходческих работ Главмосинжстроя. С 1974 по 1987 год – заместитель начальника и начальник Главмосинжстроя. С 1987 по 1988 год – начальник Главмоспромстроя. С 1988 по 1991 год – первый заместитель председателя, а затем председатель Мосстройкомитета. С 1992 года по настоящее время занимает пост первого заместителя премьера правительства Москвы, руководителя комплекса архитектуры, строительства, реконструкции и развития города.

Еще по теме