Любителям шоколада надо готовиться к трехкратному подорожанию лакомства осенью

17.04.202413:55

Биржевая стоимость какао-бобов продолжает бить исторические рекорды — она уже превысила 10 тысяч долларов за тонну. Только с начала этого года цены выросли уже почти в 2,5 раза, и это, судя по всему, далеко не предел. Дефицит какао-бобов, который продолжается уже около двух лет, не получится устранить оперативно — по мнению экспертов, на это может потребоваться до трех лет. Ждет ли нас «шоколадная лихорадка» и на какие меры придется пойти производителям, рассказал основатель кондитерской фабрики «Томер» Андрей Латышев. 

Рекорд за рекордом

Предыдущий столь же существенный скачок цен на какао-бобы приходится на 1977 год, когда стоимость тонны достигла $4,6 тысячи, хотя годом ранее колебалась в районе $2–2,2 тысячи. Правда, затем цены откатились к прежнему уровню и продолжили снижение — в 2000-м за тонну платили около $720. В новом тысячелетии цены снова пошли в рост. Достигнув пика в 2011-м ($3,8 тысячи за тонну), они долго держались на уровне $1,8-2,5 тысячи. А год назад вновь поднялись. 2023-й неоднократно бил исторические рекорды, и нынешний — свыше $10 тысяч за тонну, вероятно, будет не последним. 

Именно поэтому поставщики придерживают сырье, чтобы продать его максимально выгодно. В итоге оно, во-первых, не просто дорогое, но и дефицитное. Весь 2023 год кондитеры выживали за счет своих запасов и контрактов, в которых были зафиксированы старые цены. Сегодня ситуация кардинально изменилась. 

Однако дорожает не только сырье из какао-бобов, но и другие ингредиенты, которые кондитеры используют для производства шоколада. Если стоимость сухих молочных продуктов (молока, сыворотки и т. д.), скорее всего, сохранится примерно на уровне прошлого года, то с остальными продуктами дела обстоят хуже. 

Например, сахар, по данным Росстата, подорожал за год на 12%. Вырастут цены и на растительные масла, которые используют как заменители какао-масла. Пальмовое масло, по различным оценкам, может подорожать в этом году до 10%. К тому же на него поднимется спрос из-за того, что производители будут переходить на более дешевые, нежели масло какао, ингредиенты.

Сильнее остальных обвалится средний сегмент производителей, у которых нет подушки безопасности — не только финансовой, но и сырьевой. Крупные производства переживут этот кризис, но понесут серьезные убытки, поскольку им сложнее перестроиться на более дешевое производство или выпуск новой продукции. 

Главное — не останавливаться

А простоя производства допускать нельзя. Линия должна быть загружена постоянно, ее остановка приведет к серьезным финансовым потерям. Это и упущенная выгода, и оплата труда персонала, и техобслуживание простаивающего исправного оборудования, и расходы на запуск производства после паузы. Как же этого избежать? 

Во-первых, необходимо по возможности максимально отказываться от производства конечной продукции и сосредоточиться на изготовлении ингредиентов. К примеру, гораздо выгоднее производить шоколадную пасту для начинок, чем собственные шоколадки. Правда, это касается только тех, кто может производить и конечную продукцию, и полуфабрикаты. Если производство под такое разнообразие не заточено, надо сокращать продуктовую линейку, оставляя в ней самые ходовые товары — драйверы продаж. 

Во-вторых, надо попытаться попробовать удешевить свою продукцию, если это, конечно, укладывается в рамки позиционирования бренда. Если такой возможности нет — налаживать связи или расширять взаимодействие с федеральными сетями. В каждой из них есть собственная торговая марка (СТМ), под которую можно загрузить часть вашего производства. Под СТМ продаются в том числе и недорогие товары, направленные на массового покупателя. Причем более низкая цена по сравнению с раскрученными брендами совсем не обязательно связана с невысоким качеством. Просто ритейлер не тратит деньги на маркетинг, рекламу и запуск нового продукта, поэтому может снижать цены для привлечения покупателей.

В-третьих, можно пойти по противоположному пути: перепрофилировать производство так, чтобы создавать подарочные наборы, эксклюзивные продукты на заказ и прочую продукцию, которая раньше не выпускалась. Делать ставку только на такие товары не стоит, поскольку это довольно дорогое производство, которое вряд ли сейчас окупится, но как дополнительный источник доходов — почему бы и нет? 

Кадры тоже полетят

В кондитерском бизнесе всегда остро стоял кадровый вопрос. Профессиональные технологи и кондитеры — на вес золота, поэтому их приходится искать по немногочисленным вузам, приглашать на стажировки и взращивать, адаптируя под свое производство.

Но сегодня на рынке многим производствам, наоборот, придется увольнять часть коллектива. Первыми под удар попадут «продажники» и маркетологи. К сожалению, даже если предприятие довольно уверенно стоит на ногах в кризисных обстоятельствах, масштаб производства будет сокращаться. Соответственно, продавать в прежних объемах уже не получится.

Несколько шуточная, но неоднозначная фраза о том, что «в кризис первым увольняй маркетолога», сегодня может заиграть новыми красками. Не самыми перспективными для представителей этой профессии. Хотя маркетинг — это своего рода инвестиции, в кризисных условиях от них, вероятно, частично придется отказаться. И я знаю, что некоторые участники рынка уже задумываются об этом. 

К тому же потребителю потребуется довольно много времени, чтобы привыкнуть к новому ценообразованию и осознанию, что качественный шоколад в скором времени может стать действительно дорогим подарком.

Скорее всего, самых высоких показателей цены на шоколад достигнут к осени, то есть к новому сезону. Летом, а шоколад — товар сезонный, он не слишком хорошо продается, потребители предпочитают другие сладости, а вот осенью любители этого лакомства уже будут покупать его совсем по другим ценам — в 2,5–3 раза дороже. А плитка шоколада с кофе вообще рискует превратиться в дорогостоящий деликатес.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.