Любовь к антиквариату по госзаказу
Коллекции российских бизнесменов – инвестиции или PR?
Зачем Вексельбергу 15 яиц
- Совладелец ТНК-BP и «Русала» Виктор Вексельберг в течение многих лет скупает антиквариат. Говорят, приобретение самой большой коллекции пасхальных яиц Карла Фаберже помогло ему успешно объединить СУАЛ с «Русалом», а в прошлом году получить в управление проект «Сколково».
За владельцем «Реновы» Виктором Вексельбергом, пожалуй, навсегда закрепилось определение «человек, который купил яйца». В 2004 году бизнесмен потратил около 110 млн на 15 пасхальных яйц работы ювелира Карла Фаберже. Перешедшие в его владение сокровища составили самую крупную частную коллекцию Фаберже в мире. Эта история выглядит очень нарядно и оттого, что в том же году Вексельберг учредил культурно-исторический фонд «Связь времен», который поставил перед собой задачу – вернуть утерянное культурное наследие, чтобы каждый россиянин мог восхищаться этим великолепием. «Это шумная покупка, потому что сумма потраченных денег была феноменально большой, – рассказывает коммерческий директор портала ArtInvestment Константин Бабулин. – Сами же яйца особой художественной ценности не представляют. Эту видную сделку можно назвать саморекламой и нарочитым патриотизмом». Виктор Вексельберг не прогадал. Благодаря сделке в «национальных интересах» он не только подтвердил свою лояльность власти, получив одобрение Кремля на объединение СУАЛа с «Русалом», но и осуществил выгодное вложение. Сегодня его собрание Фаберже оценивается минимум на 20% дороже.
В 2006 году случилась еще одна история, связанная с владельцем «Реновы», – возвращение на Родину архива русского философа Ивана Ильина. Сразу после того как президент Владимир Путин процитировал в ежегодном послании выдержки из трудов Ильина, появилась информация, что наследие известного мыслителя отправляется в Россию. Финансировал сделку Виктор Вексельберг, хотя сумма по сравнению с покупкой яиц Фаберже оказалась небольшой – около $60 000. Еще один реверанс в сторону власти. Дело в том, что основная часть собрания Вексельберга – это декоративно-прикладное искусство и русский модерн конца XIX – начала XX веков. Есть также Айвазовский, графика Левитана, работы Альбрехта Дюрера и художников-передвижников. Коллекция подобрана очень хорошо в основном благодаря тем ведущим специалистам, что бизнесмен собрал вокруг себя – они много лет работают на рынке. «Живописная коллекция хорошая, но не самая выдающаяся, – отмечает один из экспертов арт-рынка. – Хотя все имена первые, авторы – «топы», но подборка картин достаточно хаотичная, без определенной концепции». По мнению сценографа Теодора Тэжика, Виктор Вексельберг в искусстве понимает не очень много. «Он просто нанимает экспертов, которые, без сомнения, его местами надувают, – уверен эксперт. – Это самореклама. В отношениях, где присутствует рубль, места любви нет».
Участвовал господин Вексельберг и в международных арт-аукционах. Правда, в 2006-м между ним и аукционным домом Christie's разразился скандал. Полотно Бориса Кустодиева «Одалиска» было написано в 1919 году и продано 30 ноября 2005-го на аукционе русского искусства в Лондоне. Оно ушло за рекордные для тех торгов $2,7 млн, более чем в семь раз превысив предварительную оценку. Тогда же «Одалиска» была ввезена Вексельбергом в Россию. Но после проведения нескольких экспертиз выяснилось, что это подделка, и компания Aurora Fine Arts Investment, принадлежащая Вексельбергу, подала на Christie's в суд с требованием вернуть деньги и выплатить компенсацию. Эта история еще не закончилась, хотя картина в 2009 году вернулась в Лондон.
Яйца Фаберже были сделаны, чтобы насытить рынок, который пустует, для продажи купечеству без вкуса, поэтому они такие размалеванные и раскрашенные. Культурный человек и в ту пору, и сейчас смотрит на работы Фаберже с легкой усмешкой.
Авангард Петра Авена
- Президент Альфа-банка Петр Авен по праву считается одним из наиболее крупных игроков на российском арт-рынке. Деловая хватка его не подвела и в коллекционировании: не ограничивая себя никакими лимитами, он купил все, что хотел.
Топ-менеджера «Альфа-групп» можно назвать одним из самых страстных и амбициозных отечественных коллекционеров. Петру Авену удалось собрать наиболее полную коллекцию русского авангарда конца XIX – начала XX вв. Он владеет произведениями художников объединения «Бубновый валет», и это является одной из самых сильных частей его собрания. Авен публичен и нередко предоставляет шанс любителям живописи увидеть полотна первой величины на различных выставках.
Увлечение искусством началось еще в молодости. «Когда мне было 16 лет, я ходил в дом к вдове художника Роберта Фалька, она устраивала по воскресеньям показы, картины продавала, – рассказывал Петр Авен в одном интервью. – Можно было купить шедевры за тысячу рублей – большие деньги, но для нашей семьи вполне подъемные. Я еще тогда просил отца кое-что купить, но у него были другие представления о прекрасном. Так что первые картины я начал приобретать в 1993 году, как только стал зарабатывать». До кризиса казалось, что это ужасно выгодное вложение, сейчас – нет. Но бизнесмен собирает систематические коллекции и потому продолжает покупать.
Попав в среду коллекционеров, он обзавелся широким кругом знакомых, из собраний которых к нему впоследствии перешли некоторые работы. Так, например, он заполучил знаменитую «Тройку» Константина Коровина из коллекции Алексея Стычкина. Последний довольно неохотно продавал вещи из своего собрания. То, что он позволил Авену купить несколько картин, несомненно, было большой удачей. Многие участники арт-рынка отзываются об Авене как о коллекционере, подходящем к делу с большими любовью и знанием. По мнению эксперта Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П.М. Третьякова Александра Чвало, «для Авена картины – не просто вложение капитала, а настоящая страсть». Ведь зачастую бизнесмены расчетливо вкладывают деньги в шедевры, не испытывая при этом никаких чувств.
Вообще Авена как коллекционера можно назвать любимцем фортуны. Его амбициозный план по собиранию лучших творений авангардистов удался потому, что на покупках он никогда не экономил (из-за финансового положения), а благодаря связям в мире искусства одним из первых узнавал о появлении в продаже лучших работ. Журнал Forbes в 2010 году поставил Петра Авена на 25-ю строчку рейтинга «100 богатейших бизнесменов России». По информации издания, его состояние оценивается в $3,6 млрд. В 2007-м он застраховал свою коллекцию на $150 млн. Именно в такую сумму оценила группа компаний ArtConsulting собрание, насчитывающее 222 предмета живописи и графики. Большая часть работ хранится на Западе, где картины приобретались на международных аукционах.
Сбавил обороты
- Абрамович – не коллекционер. Своими приобретениями он пытается купить входной билет в новое общество.
Роман Абрамович вошел в топ-лист активнейших собирателей на планете, по версии журнала ArtNews, благодаря тому, что в последние годы стал владельцем творений самых дорогих художников наших дней. И это, вне всякого сомнения, заслуга Дарьи Жуковой. Бизнесмен способствует росту ее значимости на арт-сцене, покупая топ-лоты для их центра современного искусства «Гараж». К примеру, в 2008 году Роман Абрамович приобрел на аукционе Christie's «Триптих» Фрэнсиса Бэкона за $86,3 млн, ставший самым дорогим произведением, созданным художником, и картину «Спящая соцработница» Люсьена Фрейда за $33,6 млн. Также в коллекции появилась бронзовая статуэтка «Венецианка I» Альберто Джакометти стоимостью $14 млн. Многие специалисты считают, что за покупки бизнесмен явно переплатил, так как цифры довольно сильно отличаются от оценок самих аукционных домов: переплата за «Триптих» Бэкона составила почти $20 млн, а за статуэтку – $7 млн.
Такое проявление интереса к прекрасному можно объяснить тем, что Роман Абрамович помогает своей подруге Дарье Жуковой содержать центр современной культуры «Гараж», в котором прошли многие громкие выставки известных мировых коллекций. Последний год не был столь успешным, проекты стали более скромными, а вместо затратных экспозиций сформировались скорее просветительские. Эксперты полагают, чтобы остаться на плаву, «Гаражу» и Жуковой придется серьезно поработать, особенно в свете появления галереи Стеллы Кесаевой, которая будет наступать первопроходцу на пятки, а возможно, и обойдет конкурента. К тому же стало известно, что программный директор «Гаража», талантливейший международный координатор Молли Дент-Броклехерст – а именно ей «Гараж» обязан своими успехами – покинула занимаемый пост. Так что Дарье Жуковой нужно подыскивать ей замену.
Благодаря своему интересу к актуальному искусству Абрамович является желанным гостем в небольших галереях, торгующих работами малоизвестных авторов. У бизнесмена системный подход к коллекционированию, о чем говорит то, что в начале 2010 года для украшения своей яхты он купил 35 предметов искусства, среди которых абстрактные картины Тревора Белла и скульптуры Саймона Аллена, стоящие несколько сотен тысяч фунтов. С другой стороны, Роман Абрамович остается закрытым для искусствоведов. Неясна его конечная цель – заработать на коллекции или собрать лучшие образцы современного искусства. Между тем на крупнейших аукционах он приобретает шедевры открыто, в отличие от других покупателей, желающих остаться неизвестными.
Клон Дарьи Жуковой
- Игорь Кесаев нашел и занятие для супруги, и доходный рынок для инвестирования.
Жена бизнесмена Игоря Кесаева появилась в художественных кругах внезапно. Благодаря финансовой поддержке мужа, возглавляющего компанию «Меркурий» (крупнейший в России табачный дистрибьютор), Стелла Кесаева, экономист по образованию, начала «подъем на искусствоведческую гору». Она основала фонд Stella Art, активно участвующий в различных арт-проектах, в том числе зарубежных.
Свою коллекцию Стелла начала собирать не так давно. В начале 2000-х она стартовала с того, что было довольно модно – приобрела работы Энди Уорхола, одного из самых знаменитых современных художников, культовой персоны поп-арт сцены. Ее интерес к искусству возрастал, и то, что началось с покупки пары картин, стало основным занятием. Проведение в нашей стране первых выставок поп-арта – также ее заслуга. Раньше знаменитые галеристы не сотрудничали с Россией из-за опасений по поводу безопасности произведений искусства, но госпоже Кесаевой удалось убедить их, оставив внушительный залог за картины. Чтобы не привлекать внимания к бизнесу своего мужа, она пользовалась псевдонимом Стелла Кей. Впоследствии она стала экспонировать русское искусство за границей – в противовес западным арт-звездам.
Несмотря на множество пересудов, возникающих вокруг ее имени, Стелла смогла утвердить за собой статус ценительницы, в основном благодаря той коллекции концептуального искусства, которую сумела собрать.
Мужу увлечение жены явно импонирует. К 2014 году Кесаевы планирует открыть огромный частный музей, объединяющий в себе институт искусств и концертный зал для исполнения современной музыки. Музей будет располагаться недалеко от Казанского вокзала в здании площадью около 11 000 кв. м, и участники арт-рынка уже назвали его вторым «Гаражом» в Москве. «Стеллу следует рассматривать наряду с Дашей Жуковой. Имея такие деньги, можно заниматься чем угодно, – рассуждает один из экспертов арт-рынка. – Тут интерес вызван явно желанием засветиться в арт-тусовке и быть в центре внимания». Впрочем, сама Стелла заявляет обратное: «У нас своя миссия, у них – своя. И все это полезно для русского современного искусства».
Игорь Кесаев от занятия супруги получает свои дивиденды. Стоимость картин Уорхола растет из года в год. «Отец поп-арта» в 2008-м получил бронзу в рейтинге художников по аукционному обороту в деньгах. Мода на его работы пошла на убыль, но цены все равно остаются на высоком уровне. Так, в 2007 году он даже потеснил с пьедестала Пабло Пикассо, заработав за год $422 млн.
Зигзаг «Мабетекса»
- Предприниматель-меценат Виктор Бондаренко – известная фигура не только на арт-площадке. Считается, что по части православных икон его коллекции нет равных среди частных собраний. Свой бизнес он начал в конце 1980-х, а в 1990-е его имя связывали со скандально известной фирмой «Мабетекс», участвовавшей в реконструкции Кремля.
Двадцативосьмилетний Виктор Бондаренко в 1978 году эмигрировал в США, где одно время возглавлял Нью-Йоркскую галерею. Затем он работал в страховой компании, но ушел, основав в 1997-м туристическую фирму «Зигзаг венчер групп». Год спустя она прославилась на всю Россию тем, что впервые привезла в Москву десять лимузинов «Линкольн», подписав контракт с «Интуристом». В 2005-м бизнесмен попал в список подозреваемых по делу «Мабетекса». Он и Дмитрий Амунц, бывший вице-президент «Мабетекса», познакомились в конце 1990-х. Впоследствии Амунц занял кресло замминистра культуры, и Бондаренко получил удобное место рядом, став советником тогдашнего главы Минкульта Александра Соколова. Виктор Бондаренко все обвинения отрицал. По его словам, в деле «Мабетекса» он лишь «занимался организацией финансирования для компании «Мерката Трейдинг» ее заказа по реконструкции Большого Кремлевского дворца». Виктор Бондаренко не считает себя богатым человеком. Тем не менее он является владельцем одной из лучших в России коллекций православных икон, хотя собирает ее сравнительно недолго – около 10 лет. Бизнесмен спонсировал несколько выставок отечественного современного и церковного искусства, в том числе нашумевший проект «Предстояние» и «Иконопись эпохи династии Романовых» в Третьяковской галерее. Свои экспонаты коллекционер сопровождал отменными каталогами, за счет чего прослыл большим ценителем и человеком с хорошим вкусом. Ходит легенда, что именно благодаря ему остановился поток контрабанды из России: вместо того, чтобы переправлять за рубеж, иконы несли к нему – он платил больше. О своем собрании сам Бондаренко говорит не столько с искусствоведческой точки зрения, сколько с позиции предпринимателя, вкладывающего деньги в антикварный бизнес. По его утверждениям, русская икона в мире недооценена и за нее часто недоплачивают.
Только на иконах коллекционер не остановился и сумел создать собрание современного искусства очень высокого уровня. По мнению экспертов, сильной стороной коллекции является искусство 1960-х – 1980-х гг., а вообще в нее вошли многие дорогостоящие работы известных художников и немало удачных лотов, приобретенных на мировых торгах. В вопросах прекрасного предприниматель весьма прямолинеен и сам оценил свою коллекцию актуального искусства в $15 – 18 млн.
Оптовый собиратель
- Алишер Усманов, генеральный директор ЗАО «Газпроминвестхолдинг», всегда был с властями на ты. А в 2007 году, вслед за Виктором Вексельбергом, заработал дополнительные бонусы в Кремле.
Свою огромную коллекцию Галина Вишневская и Мстислав Ростропович собирали 30 лет. Через полгода после смерти мужа Галина решила продать ее большую часть, чем вызвала ажиотаж среди ценителей искусства. Сотни коллекционеров из разных стран приехали в Лондон в надежде заполучить заветные экспонаты. И вдруг буквально за день до начала торгов на аукционе Sotheby's выяснилось, что Алишер Усманов купил все 450 лотов уникального собрания русского искусства. Потенциальные покупатели, приехавшие в столицу Великобритании, были шокированы тем, что российский олигарх «сорвал аукцион».
Галина Вишневская сделкой осталась довольна: она хотела, чтобы коллекция ушла целиком в одни руки, и совершенно не волновалась по поводу мотивов покупки. За один день Усманов стал крупнейшим меценатом и, кроме мощного пиар-хода, получил очередной «зачет» от Кремля. «Мотив у Алишера Усманова, возможно, был точно такой же, как и у Виктора Вексельберга, – полагает Константин Бабулин. – А могли и просто попросить сверху. Ведь то, что для нас является астрономическими суммами, для них сущий пустяк. Какие-то $40 – 50 млн». И действительно, в последнее время у Усманова дела шли в гору. В рейтинге Forbes-2010 он занял 14-е место, за год увеличив свое состояние почти в пять раз.
За этим «аттракционом неслыханной щедрости», скорее всего, прослеживается патриотичный мотив – вернуть отечественное достояние в Россию и не дать ему по кусочкам разлететься по миру. По словам специалистов, цена на собрание Ростроповича сильно завышена – из-за его имени. В ней, вне всякого сомнения, присутствуют выдающиеся вещи, но по большей части собран «шум» – самыми хорошими коллекциями считаются те, которые представляют собой срез времени и составлены по конкретным периодам и авторам.
Собрание было преданно Усмановым государству. Через год коллекция живописи и предметов декоративно-прикладного искусства была размещена для постоянного экспонирования в Константиновский дворец в Стрельне под Санкт-Петербургом..
Папина дочка
-
Стараниями президента «Онэксим-Девелопмент» Олега Байбакова его дочь Мария стала одной из самых сильных фигур на искусствоведческом рынке.
Наряду с Романом Абрамовичем Мария и Олег Байбаковы вошли в топ-лист активных коллекционеров мира ArtNews, а по версии Art+Auction, Мария является одной из влиятельнейших фигур международного арт-сообщества. Открытая ими галерея имени себя – Baibakov Art Projects – в прямом смысле слова «наступает на пятки» «Гаражу» Дарьи Жуковой и представляет собой одно из самых ярких пространств, специализирующихся на современном искусстве.
Активно коллекционировать прекрасное Олег Байбаков начал в 1990-х, его интересы распространялись в основном на зарубежное искусство. Его дочь, выросшая среди собранного великолепия, прониклась интересом к нему. Впоследствии она закончила Колумбийский университет и Courtauld Institute в Лондоне, в 23 года защитив диссертацию. Поработав куратором в известных аукционных домах, она сама стала подыскивать шедевры для собрания отца. Так что благодаря Марии коллекционирование для этой семьи – не только выгодное и надежное вложение капитала, это работа. На сегодняшний день Мария считается самой молодой участницей арт-рынка, ей 25 лет, и она заверяет прессу в том, что еще потрясет Москву крупными выставками. Это было бы преувеличением, если бы, строя карьеру, она не обзавелась широким кругом знакомых в разных странах: Байбакова сотрудничает со многими иностранными культурными организациями, кураторами, а также поддерживает выставки российского современного искусства за рубежом.
Борьба за терпимость
-
Вячеслав Кантор не скупится на покупку картин, так как это надежное вложение денег и поддержание статуса крупного коллекционера.
Предприниматель и филантроп, общественный деятель, известный продвижением идей толерантности, Вячеслав Кантор собрал крупнейшую коллекцию российских художников-авангардистов еврейского происхождения. Она отличается от большинства собраний строго заданной темой еврейства и насчитывает множество картин, шедевров графики и скульптуры, созданных нашими соотечественниками в разных концах света. По оценкам экспертов, в этом собрании нет ни одного предмета, не подходящего под определение «шедевр», и ему могут позавидовать многие музеи мира. «Здесь имиджевый момент, связанный с коллекционированием, и одна особенность: «Акрон», собственником которого является Вячеслав Кантор, как и многие российские компании до последнего времени, был непрозрачен, и поэтому сделки с ним совершались на доверии и уверенности во владельце. Так что собрание выступает гарантом того, что у человека стабильное финансовое положение, – поясняет Дмитрий Абзалов, аналитик Центра политической конъюнктуры России. – Но тут явно личный эмоциональный момент».
Вячеслав Кантор, как и другие предприниматели, не экономит на приобретении полотен, это «крепкое» вложение средств и поддержание реноме серьезного коллекционера. Начав в 1990-х с покупки предприятия по производству азотных и комплексных удобрений «Азот», далее переименованного в «Акрон», бизнесмен сегодня занимает 48-ю строчку в «золотой сотне» Forbes с состоянием в $1,3 млрд. Так что, имея финансовые возможности, он приобретал работу, если она выходила в продажу, или терпеливо ждал ее появления на рынке. По словам самого Кантора, он хотел собрать что-то очень русское и в то же время очень еврейское. Задумка удалась: не многие люди знают, что выдающиеся художники-евреи были родом из России. Кантор планирует расширить концепцию коллекции, пополнив ее работами уже европейских еврейских художников XX века.
Бизнесмен не скрывает прекрасное от широкой публики – он открыл Музей искусства авангарда, основой коллекции которого стали собранные им полотна. У детища Кантора нет своего постоянного помещения – экспонаты между выставками хранятся на складах Москвы и Женевы. В планах – создать передвижную экспозицию и показать ее в самых крупных городах мира, многие из которых никогда не видели собраний авангарда подобного уровня.
Сальвадор Дали для рекламы
Екатеринбургский бизнесмен Александр Шадрин считается крупнейшим российским коллекционером картин Сальвадора Дали. Собрание насчитывает около 60 работ известного сюрреалиста. По некоторым данным, его стоимость составляет приблизительно 1 млн евро. Шедевры Дали уральский предприниматель купил «оптом» у английского коллекционера. Сумма сделки не разглашалась. Полотна испанца совершили тур по десяткам городов России, но до Москвы и Санкт-Петербурга так и не добрались. То, что Шадрин экспонировал собрание в личных целях, для рекламы, не вызывает сомнений. По словам специалистов, тот факт, что он обделил вниманием две столицы, может говорить только о вероятности того, что часть работ – подделки.
Инвестиции в подделки
Собрание бывшего владельца сети «Арбат Престиж» Владимира Некрасова насчитывало более 12 000 произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Некоторые работы экспонировались в торговых залах компании, иногда бизнесмен выставлял их в Третьяковской галерее. О том, что интерес экс-владельца «Арбат Престижа» заключался в инвестировании, говорили многие. Его коллекция была очень объемной, но не систематизированной. Подлинность многих произведений вызывала сомнение. «Когда у «Арбат Престижа» начались проблемы и надо было финансово поддержать ситуацию, Некрасов начал резко распродавать коллекцию. Но оказалось, что 70% собранного им авангарда – подделка», – рассказывает коммерческий директор портала ARTInvestment Константин Бабулин.
Взвинтили цены
Войти в круг собирателей прекрасного становится сложнее. «На рынке все меньше первоклассных произведений русского искусства. Если в 2006 году на аукционные торги, например в Нью-Йорке, выставлялось более 700 работ, то сейчас 100–150. И это вполне объяснимая ситуация, – поясняет владелица «Е.К.АртБюро» Елена Куприна-Ляхович. – На самом деле русское искусство еще не «набрало» окончательно свою цену, а публичная продажа шедевров в нестабильное время – дело опасное. Владельцы ждут стабильности». «Инвестиции в искусство, безусловно, финансовый инструмент, – отмечает куратор частного инвестклуба Анна Намит. – Но арт-активы очень отличаются от унифицированных финансовых продуктов денежного или товарного рынков. Каждое произведение искусства – актив, который уникален, он единственный в своем роде».
Провенанс и выставки
Основным фактором, определяющим подлинность произведения искусства, является провенанс – его «биография», происхождение, история, которой оно обрастает со временем. Провенанс обычно приводится в аукционных каталогах, и его подтверждение на экспертизе может существенно повысить цену на предмет. На стоимость коллекций влияет также периодичность их показов. «При организации выставок картины идут в первую очередь из музеев и частных галерей, – рассказывает Константин Бабулин. – Отсюда и можно судить о том, у кого какие произведения имеются. Это выгодно всем, в том числе и коллекционерам, так как после подобных мероприятий цена повышается на 5–10%».