Любовь к искусству со взглядом на будущее
В российский Интернет поступает все больше денег от инвесторов. Этот факт можно объяснить любовью к жанру он-лайна, но правильнее всего назвать это явление инвестициями в будущее.
Давно ли вы читаете интернет-газеты?
Вероятно, этот вопрос разделит читателей на два разных лагеря. Одна часть аудитории воскликнет: "О чем речь! Конечно! Там все новости появляются раньше, чем их напечатают". Другая часть спросит: "А о чем, собственно, речь?" Причем вполне возможно, что во второй группе окажутся и те, кто повседневно пользуется Интернетом. Просто они работают с Сетью как со справочной системой: им нужны цифры, котировки, индексы. А комментарии специалистов и новости вторая (и гораздо более многочисленная) категория читателей привыкла узнавать из печатной прессы.
Хотя есть и такие люди, которые читают только Интернет-газеты. На вопрос "Какие печатные СМИ вы предпочитаете?" Александр Гагин, главный редактор журнала "Интернет", просто и коротко ответил: "Да никакие". Он объяснил свою позицию достаточно утилитарно: "А где их (газеты) взять? Я выхожу из дому - там газет нет, сажусь в машину - там их тоже нет. Приезжаю на работу - и здесь газет нет в помине".
Тем не менее традиционные печатные издания по-прежнему остаются самыми популярными после телевидения средствами массовой информации. И это неудивительно - ведь, несколько утрируя, можно сказать, что на большей части территории России Интернета нет и не ожидается (о перспективах развития Интернет-экономики в России "Ко" писал в №43 от 29 ноября 1999 года). Однако он-лайновые СМИ постепенно начинают доказывать свое право на существование.
Что же имеется в Интернете из периодики?
Рунет периодический
Во-первых, существует довольно много компьютерных журналов типа zdnet.ru, algo.ru, Компьютерра-online, zhurnal.ru и т.д., ориентированных либо на тех энтузиастов, которые были в Интернете с самого начала, либо на людей, близких им по духу. Но круг этих людей достаточно узок.
Другая категория - информационные Интернет-агентства. Их можно условно подразделить на две группы.
Во-первых, это агентства, которые имеют поддержку в лице материнского офф-лайнового агентства. Их названия у всех на слуху - ИТАР-ТАСС, "Интерфакс", Прайм-ТАСС и др.
Во вторую группу входят самостоятельные он-лайновые информационные агентства. В этой области безусловная удача года - сервер РосБизнесКонсалтинг (Это агентство работает и в режиме офф-лайн, но подписчиков по Интернету у РБК все же на порядок больше). До августа 1998 года в Рунете было много процветавших он-лайновых информационных агентств. После кризиса некоторые ушли навсегда, но многие живы и здравствуют до сих пор, например АК&М и "Финмаркет". Однако лишь РБК удалось обратить августовский кризис себе на пользу. В разгар обвального падения рубля менеджеры РБК решились на выглядевший безумным шаг - они сделали вход на свой сайт бесплатным. (Как известно, многие информационные агентства зарабатывают себе на жизнь за счет входной платы.) После такого хода количество посетителей РБК стало расти не по дням, а по часам, и к середине года он стал самым популярным сайтом, что дало ему возможность зарабатывать на других вещах.
Еще одна категория он-лайновых СМИ - электронные версии уже существующих газетных печатных брэндов вроде сайтов "Московских новостей", Cosmopolitan, "Профиля", "Огонька". Но особой популярностью в Интернете они не пользуются.
Вот, собственно говоря, и все. Конечно, есть еще крупные корпоративные сайты (страница НТВ). Есть сайты, претендовавшие быть всеобъемлющими (infoart.ru), и много еще чего. Но все же мало кто из обычных, "некомпьютерных" людей ходил в Интернет читать прессу. Привычки не было. В марте же 1999 года появилось он-лайновое издание, которое по ряду параметров можно считать прорывом на рынке безбумажных СМИ.
Специфика жанра
Говорит Антон Носик, главный редактор "Газеты.Ru": "В 1998 году появились первые деньги на создание Интернет-газеты. Мне было предложено ее возглавить. "Газета.Ru" сделана и живет. Это был беспрецедентный проект, который доказал то, что для меня было очевидным и раньше, а для большинства моих нормальных консервативных коллег стало откровением: совершенно другое по ткани средство массовой информации может соперничать со всеми традиционными СМИ по численности аудитории и по влиянию, а по оперативности и опережать их. Идея нового проекта начала обсуждаться в декабре 1998 года, а в марте 1999-го "Газета.Ru" уже вышла в свет".
Надо признаться, что Интернет-газета - издание специфическое. Понятно, что в момент появления она отличалась от печатного аналога так же, как "Запорожец" отличается от шестисотого "Мерседеса". Но читатели "Газеты.Ru" могли узнавать новости на час раньше телезрителей ОРТ и за сутки до читателей ежедневных газет. Кроме того, в "Газете.Ru" использовалась ткань Интернета - гипертекст, то есть текст со ссылкой. Каждый текст в "Газете.Ru" - это не только слова, но и десятки ссылок.
Очень скоро индекс цитирования "Газеты.Ru" оказался весьма высоким, на нее начали ссылаться даже центральные телеканалы. Стало понятно, что виртуальное СМИ обладает значительным воздействием на аудиторию. Как говорит тот же Носик, "гипотеза об эффективности Интернет-СМИ как инструмента влияния на массовую аудиторию получила статус аксиомы".
Зачем деньгам интернет-СМИ?
Инвесторам, как и политикам, стало ясно, что деньги на Интернет давать можно и нужно. Оказалось, что затраты на запуск нового издания в Интернете (а они не превышают затрат на открытие небольшого продуктового магазина в спальном районе) могут принести изрядные политические дивиденды. По данным Gallup Media, Интернетом пользуются около 1,7 млн россиян, а ежемесячная московская аудитория Интернета составляет 546 тыс. человек.
По словам Носика, к осени 1999 года число крупных инвесторов, одновременно вышедших на русский Интернет с целью создания собственной газеты, информационного канала или агентства, перевалило за дюжину. Этот факт можно оценить как признание Интернета в качестве полноправного средства массовой информации.
По мнению Артемия Лебедева, руководителя "Студии Артемия Лебедева", в этом году появились новые информационные проекты, которые можно объединить общим понятием - "газета": "Лента.Ру", "Газета.Ru", "Yтро.Ру", "Сегодня" и т. д. Эти проекты подразумевают создание новостных сайтов, на которые контент выкладывается задаром. Цель у всех одна - стать "российским CNN". Правда, по словам Лебедева, добиться этого пока не удалось никому.
Хронология появления этих проектов такова: в июне вышел "первый номер" polit.ru (главный редактор - Дмитрий Ицкович), в августе - ytro.ru (Михаил Гуревич), в сентябре - lenta.ru (Антон Носик) и сетевая версия "Независимой газеты", а в октябре -vesti.ru (Антон Носик) и smi.ru (Андрей Левкин). Все они сегодня занимают верхние строчки в рейтинге популярного поискового сервера Rambler. Возглавляет же рейтинг первопроходец - "Газета.Ru". Правда, за это короткое время она успела поменять главного редактора, а заодно и весь коллектив авторов. С 14 сентября "Газету.Ru" возглавил экс-главный редактор еженедельника "Коммерсантъ-Власть" Владислав Бородулин. Но и прежний главный редактор "Газеты.Ru" не остался без дела. Когда стало понятно, что Носик вместе со своим коллективом вынужден уйти из издания, он получил предложения от многих инвесторов и сделал два новых проекта - информационное агентство "Лента.Ру" и газету "Вести.Ру".
Газета "Yтро" в Интернет-тусовке стоит немножко особняком. Вероятно, по той причине, что она по-иному позиционирована. Большинство Рунет-газет ориентированы либо на высоколобых яппи, либо на жителей Интернета. "Yтро" же рассчитывает на более широкую аудиторию, сознательно стремясь к упрощенным текстам, написанным живым и понятным обычному пользователю языком. Другое дело, что создать газету для широкой публики, сохранив при этом чистоту жанра и хороший стиль, - задача неимоверно сложная, на просторах нашей российской газетной нивы до сих пор практически никем не решенная. Все прежние попытки завершались либо неудержимым скатыванием в желтизну (но при этом набирались тиражные и рекламные обороты), либо возникала действительно хорошая газета, но при этом круг ее читателей был узок и страшно далек от народа.
У юного "Yтра" есть "старший брат" - вполне успешный новостной сервер РосБизнесКонсалтинг, в недрах которого и зародился проект "Газеты.Ru". Если продолжить аналогии, можно сказать, что с недавнего времени газета обрела еще и "отца" (75% акций газеты купила некая американская компания, 25% осталось у РБК). С "отцом", правда, не все ясно, так как все попытки "Газеты.Ru" установить личность нового родственника "Yтра" успехом не увенчались.
Любовь к искусству - задел на будущее
А как обстоят дела с родственниками у остальных? Картина получается несколько однообразная. Lenta.ru, "НГ.Ру" (сетевая версия "Независимой газеты"), vesti.ru и smi.ru официально принадлежат небезызвестному Фонду экономической политики во главе с Глебом Павловским. "Полит.Ру" журналисты тоже пытались приписать к ФЭПу, но после нескольких скандалов было официально объявлено о том, что владельцами "Полит.Ру" являются его учредители - Дмитрий Ицкович сотоварищи.
Владелец "Газеты.Ru" - концерн ЮКОС. Как сообщают наши источники, "Лентой.Ру" и "Вестями.Ру" реально владеет группа "Мост". Может, и не стоит искать, чьи деньги стоят за маленькой надписью, которая красуется на многих сайтах - "Создание сервера - ФЭП". Налицо тенденция. Все решили прикупить себе кусочек Интернета.
А может быть, инвесторы дают деньги из чистой любви к искусству (читай: к Интернету)? Или рассчитывают их быстро вернуть - например, с помощью рекламы?
Говорит Арсен Ревазов, председатель совета директоров медиа-байингового агентства Internet Media House Russia (IMHO) "Ни в одном российском информационном ресурсе на сегодняшний день доходы от рекламы не покрывают расходов на содержание ресурса. Большинство он-лайновых СМИ поддерживаются либо материнскими агентствами, либо создателями ресурса. Возможно, ведущие ресурсы к концу следующего года выйдут на самоокупаемость".
Но дело все же совсем не в рекламе. Вернее, не совсем в рекламе.
А в том, что появился новый рынок и нужно успеть отхватить от него кусочек. Аналогичная ситуация была в США в 1949 году, когда был построен первый завод по производству телевизоров. На этом заводе за первый год было произведено 100 тыс. телевизоров - ничтожно малая для Америки цифра. Но рынок был захвачен.
Определилась формула: с появлением каждого нового жизнеспособного контент-проекта вход на рынок для издателя, желающего повторить успех предыдущего издания, дорожает на 30 - 60%. Формула достаточно условная, поскольку количество принципиально новых типов контент-проектов ограничено, а их клонирование - путь тупиковый. Проекты, которые сегодня можно осуществить за $300 тыс., через полгода нельзя будет сделать и за полтора миллиона.
Мнение Артемия Лебедева: "В российском Интернете начинается эпоха инвестиций. Причем инвесторами в первую очередь будут американцы. Умный американец должен понимать, что здесь за миллион можно купить проект, который владеет половиной рынка. Приобретенный же проект можно использовать для самых разных целей. Например, решать с его помощью любые идеологические задачи. Ведь есть же иностранные организации (радиостанции, печатные издания и пр.), финансируемые государством, задача которых - идеологически влиять на другую страну. Для этих же целей можно использовать Интернет - дешевле будет. Это не паранойя, а вполне нормальная ситуация. Если есть возможность недорого приобрести средство влияния на страну или хотя бы на значительную ее часть, то почему бы этого не сделать?"
Более того, использовать Интернет - не только дешевле, но и удобнее. В Сеть можно слить любой компромат, так как на Интернет-издание в отличие от обычной газеты очень трудно подать в суд. Как говорит директор Фонда экономической политики Глеб Павловский, "Интернет - идеальный инструмент для запуска в массовое сознание необходимых сюжетов. Кроме того, традиционные средства массовой информации несут ответственность за распространяемые ими сведения. Слухи же, передающиеся через Интернет, анонимны. Зато газеты и телевидение получают возможность ссылаться на Интернет. То есть происходит самое настоящее отмывание так называемой черной информации.
Сухой остаток.
Уходящий год явил россиянам новое СМИ - виртуальное. Читателям оно дает возможность знакомиться с оперативной информацией и статьями популярных журналистов на экранах мониторов. Олигархам - предоставляет шанс переместить информационные войны и в Интернет.
А для самого Рунета это означает, что он вышел из детского возраста. Сетевое сообщество в самое ближайшее время претерпит вместе со средой своего обитания существенные изменения. Потому что офф-лайн поверил в способности Сети, а значит, просто не позволит продолжать играть в игрушки тем, кто может приносить реальную пользу. Пользу, которая выражается в долларах. Или, например, в голосах избирателей. Впрочем, в нашей стране первое имеет тенденцию плавно перетекать во второе.