Любовь от безысходности
В начале ноября нынешнего года Коммуникационное агенство Connect изучало степень доверия населения к российскому банковскому сектору. Результаты не слишком утешительны – большинство респондентов весьма прохладно относятся к российским кредитным организациям. Однако, понимая, что других банков у нас нет, население вынуждено пользоваться их услугами.
Какой банк самый надежный
Респонденты вынуждены доверять банкам, поскольку многие из опрошенных имеют собственный бизнес, и, проводя различные финансовые операции, прекрасно понимают, что без кредитных организаций не обойтись. Сложно назвать это полноценным доверием, так как характеристики, которые даются потребителями банковских услуг, достаточно разнородны – от похвальных до весьма нелицеприятных. Среди обеспеченных клиентов банков недоверие направлено скорее не на банковскую сферу, а на государство, как источник непредсказуемых перемен.
Говоря о критериях надежности банков, опрашиваемые на первое место ставят время его существования (35% опрошенных), размеры (25%) и репутацию (10%). Лишь 3% заявили о таких критериях надежности, как государственная поддержка, состав учредителей и прозрачность отчетности.
Популярность банка не рассматривается респондентами как фактор надежности, поскольку этот термин в их сознании связан с рекламой. Информационная открытость в глазах отвечающих также не является важным критерием надежности. Конечно, к банку, который не скрывает данные об учредителях, партнерах и своей финансовой деятельности, доверие выше, но проблема заключается в том, что эту информацию, как считают опрашиваемые, практически невозможно проверить.
Какие частные услуги самые популярные
В Москве основными источниками информации о банках являются печатные СМИ, и, значительно реже – Интернет и референтные лица (знакомые, профессиональные бухгалтеры, сотрудники банка). На выбор банка московскими респондентами оказывает влияние удобства использования банка (широкая сеть банкоматов, удобство расположения, график работы). Значительно меньшую роль играет мнение референтных лиц и выгодные условия.
В регионах важнейшим источником информации является мнение референтных лиц (знакомых, родственников, людей, работающих в выбранном банке). Следующим по важности источником является информация в самих банках, далее следуют сведения, полученные из телевизора. В качестве других причин выбора упоминаются более выгодные условия и удобство расположения.
Чаще всего респонденты обращаются в банк для оформления пластиковых карточек (29%). Традиционно распространенной услугой банка остается оплата коммунальных платежей. Следующая по популярности услуга – обмен валюты (20%). В регионах, по сравнению с Москвой, чаще берут кредиты (в целом 18% всех опрошенных), но зато реже размещают средства на депозиты. Реже, чем открытие накопительных вкладов (16%), но тоже достаточно часто, опрашиваемые пользуются услугами банка по проведению перевода денег (13%). Менее всего используется аренда сейфов и сейфовых ячеек (3%).
Респонденты обычно являются клиентами нескольких банков. Так, лишь 33% обращаются лишь к одной кредитной организации, а 67% являются клиентами двух и более банков. Наиболее часто это связка выглядит так: Сбербанк для оплаты коммунальных платежей + банк, в котором открыт депозит (или взят кредит). Осознанный выбор двух или более банков связан с тем, что в разных банках могут быть выгодными различные услуги и сильно различаться процентные ставки.
Как проводилось исследование
В исследовании приняло участие 210 человек из десяти российских городов с населением свыше 1 млн жителей. Возраст: 60% – лица в возрасте от 23 до 40 лет, 40% – от 40 до 60 лет. Образование: у большинства респондентов (75%) имеется высшее образование, 21% окончили средние специальные учебные заведения, 3% имеют ученую степень, только у 1% образование среднее. Социальный статус – 41% участников исследования являются служащими, 42% – руководителями подразделения и специалистами, 17% опрошенных составляют руководители организаций и заместители.
Доход: 45% участников исследования обозначили свой доход в пределах «хватает на покупку бытовой техники», 32% - на зарубежные поездки и покупку автомобиля. 18% ответивших определили свой доход как «хватает на самое необходимое», а 5% - хватает средств на приобретение недвижимости.
Большинство респондентов (66%) пользуются банковскими услугами уже более 3 лет. 26,5% являются клиентами банков от года до трех лет, меньше года - клиенты банков 7,5% опрошенных.