Люксовые отели принимают удвоенный бизнес-турпоток
До 1 трлн рублей вырос рынок делового туризма в России в 2024 году. Эксперты отмечают, что это турсегмент, который не просто полностью восстановился после пандемии, но и активно растет. Главный бенефициар — Москва, вновь встречающая десятки тысяч иностранных командировочных и туристов. О том, как отели столицы адаптируются к росту спроса, рассказала генеральный директор The Carlton, Moscow Оксана Леоненко.
— Мы как люксовый отель, в котором традиционно велика доля бизнес-путешественников, видим значительное увеличение потока. Это как индивидуальные поездки, так и путешествия в составе делегации. Хотя в первом случае точно определить цель визита затруднительно, мы фиксируем общий рост примерно на 30 % по сравнению с прошлым годом. А в сегменте групповых бронирований поток удвоился.
Во многом на эти цифры повлияло председательство России в БРИКС. В этом году у нас, например, гораздо чаще останавливались президенты, члены правительств иностранных государств, первые лица международных организаций и многочисленные российские делегации. Такая активность принесла нам двузначный прирост в процентном соотношении.
Замечу, что в 2024 году отель принял огромное количество международных мероприятий. Это конференции, посвященные юриспруденции, цифровизации экономики, развитию промышленности и сельского хозяйства, туристического комплекса. Плюс темы fashion-индустрии, космоса, совершенствования законодательства. Как видите, очень насыщенная и разнообразная деловая программа.
— Москва остается деловым хабом, хотя общими усилиями власти и бизнеса увеличивается туристическая привлекательность столицы. Тем не менее пока средний срок пребывания растет незначительно и сегодня составляет 2–3 ночи, при этом есть гости, которые приезжают семьями именно для отдыха и осмотра достопримечательностей и могут проводить у нас две недели и более. В целом по отельной отрасли загрузка в люксовом сегменте в Москве выросла на 40 %, а средняя цена размещения на 20 %. Однако для нас гораздо важнее показатель RevPAR (от англ. Revenue Per Available Room — средняя выручка отеля за сутки в пересчете на один номер. — Прим. ред.).
— Происходит явное страновое смещение. У нас много туристов из ОАЭ, Катара, Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта и других государств Ближнего Востока. Если два года назад это было новым трендом, сейчас команда полностью адаптировалась. Второе по количеству гостей направление — это страны СНГ. Есть небольшой поток из Европы и Африки. На этом фоне все заметнее становится увеличение числа приезжающих из стран БРИКС, в том числе Китая и Индии.
— Примерно половина наших гостей сегодня — это путешественники из других стран. А это значит, что персонал отеля должен владеть иностранными языками, и одного английского недостаточно. Наш сайт, например, работает на русском, английском, китайском и арабском. Растет спрос на работников, которые владеют этими языками. Здесь нам очень помогает нацеленность многих российских вузов на преподавание этих дисциплин. Кроме того, команда внимательно изучает менталитет и культурные особенности тех национальностей, представители которых приезжают к нам. Речь идет о религиозных ограничениях, пищевых привычках, способах коммуникации. Это приводит к тому, что в номере для гостей с Ближнего Востока будут Коран и молельный коврик, а также допустимые виды перекусов, для индийцев предусмотрен уголок с привычными блюдами национальной кухни на шведской линии и т. п.
Для того чтобы лучше понять потребности и преференции наших гостей, узнать их образ жизни, мы много путешествуем в страны — источники турпотока, изучаем публикации в СМИ, блоги в различных соцсетях часто путешествующих пользователей. Это дает возможность предугадать желания наших гостей и организовать для них насыщенное приятными эмоциями путешествие. С другой стороны — мы сами инициируем работу с блогерами, понимая, что это один из каналов привлечения аудитории сегодня.
— Действительно, многие гости стремятся сочетать бизнес-поездку с возможностью отдохнуть. Это может быть визит в spa или поход в театр или на выставку, изучение гастрономической карты Москвы или шоппинг. Опытный консьерж сформирует программу под каждый запрос.
— Именно в сегменте «люкс» в настоящий момент достигнут баланс спроса и предложения. Примечательно, что даже если мероприятие проходит не в Москве, а, например, в Казани, участники предпочитают останавливаться у нас, так как в других городах просто нет такого объема высококачественных мест размещения. Но если представить дальнейший рост экономической активности и возвращение на рынок потока гостей из тех регионов, которые были основными до 2022 года, то будет ощущаться дефицит номерного фонда. Даже несмотря на то, что в центре Москвы в скором времени будут введены два новых объекта. По моей субъективной оценке, в перспективе 3–5 лет спрос вырастет.
Есть экспертные оценки, в соответствии с которыми к 2030 году в Москву приедут 24 млн гостей. Просто представьте себе, какой объем обрушится на столицу. К этому нужно готовиться уже сегодня. Речь идет не только об отельной инфраструктуре, но и о предоставлении логистических услуг. Например, в декабре прошлого года мы столкнулись с огромной проблемой отсутствия такси. Невозможно было заказать машину, особенно если требовался минивэн.
Так что требуется тесное взаимодействие всех игроков HoReCa. В конце концов мы все работаем ради одного и того же, чтобы путешественник мечтал вновь побывать в Москве.