Top.Mail.Ru
архив

Мафия бессмертна

01.04.200200:00

У меня, как у итальянца, мало поводов для национального тщеславия. Но смешанное чувство, отдаленно напоминающее гордость, испытываешь, наблюдая, как методы итальянской мафии осваивает почти весь цивилизованный мир. Италия диктует не только стили и вкусы в мире моды. Самой известной статьей итальянского экспорта, кажется, была и остается мафия. Это видно на примере Enron Corporation. Сегодня, после краха столетия (история банкротства корпорации BCCI по сравнению с ним всего лишь ученический этюд) становится все более очевидным, что Кеннет Лэй (Кенни-бой, как дружески называл его президент Соединенных Штатов Джордж Буш) блестяще освоил самые тонкие мафиозные технологии. Одна из них заключается в том, чтобы одновременно забрызгать грязью как можно больше людей. Таким образом, если ход дела приобретает предосудительный характер, вряд ли отыщется человек, который мог бы устроить скандал. Именно так и произошло. Больше всего денег у Кенни брала республиканская партия. Благодаря финансированию Enron она покрыла значительную часть расходов на свою избирательную кампанию, включая нынешних президента, вице-президента и министра обороны. Но по мере разрастания скандала выяснилось, что и демократическая партия не гнушалась услугами корпорации, выражавшимися в предоставлении наличности.

В результате сегодня трудно найти того, кто мог бы провести независимое расследование, поскольку все оказались замешаны в так называемом конфликте интересов. В Хьюстоне не нашлось адвоката с незапятнанной репутацией, который смог бы выступить в роли защитника компании. А что до сенаторов и депутатов, то среди них людей с незапятнанной репутацией можно пересчитать по пальцам.

Стоит сказать несколько слов и о тех, кто проверяет (то есть о тех, кто должен был бы проверять) самих проверяющих. Чтобы спасти транснациональную аудиторскую компанию Arthur Andersen, занимавшуюся счетами Enron Corporation, в игру вступает не кто иной, как бывший председатель федеральной резервной системы США Пол Уокер. Именно к нему в отчаянной попытке собрать черепки разбитых горшков обратилось руководство Arthur Andersen, вполне очевидно, при поддержке всего американского финансового истеблишмента.

Все волки договорились между собой, поскольку боятся, что разразившийся скандал положит конец совместному привольному житью аудиторов и их клиентов, когда можно было спокойно обделывать дела за спиной ничего не подозревающих акционеров мегакомпаний.

Итак, Пол Уокер заявил: что ж, я согласен быть с вами в одной связке, чтобы спасти Arthur Andersen, но при одном условии – министр юстиции должен прикрыть дело, возбужденное против компании по обвинению в том, что она «препятствовала» ходу расследования обстоятельств банкротства Enron Corp., а по сути сделала все, что было в ее силах, дабы помешать установлению ответственности конкретных лиц. Известно, что кое-кто из исполнительных директоров Arthur Andersen приказал уничтожить важные документы. Если дело будет доведено до логического конца, то известной аудиторской фирме придется оплатить иски по возмещению ущерба на огромную сумму, что неминуемо приведет ее к банкротству.

Почти никому это не выгодно. Поэтому по молчаливому согласию будет смещен весь менеджмент Arthur Andersen, а Пол Уокер займется оздоровлением компании и постарается замять дело с минимальными потерями для мошенников. Но дело в том, что чем больше проходит времени, тем больше подробностей становится достоянием общественного мнения. Нарыв разрастается. Появилась информация о том, что господа ревизоры из Arthur Andersen закрывали глаза на огрехи в финансовой отчетности таких компаний, как Global Crossing, Qwest и WorldCom.

Словом, негласные договоренности между аудиторами и клиентами за определенную мзду стали обычным делом. В связи с вновь открывшимися обстоятельствами проводить спасательную операцию Уокеру будет очень непросто. Выгоду из скандала извлечет прежде всего главный конкурент на рынке международного аудита PricewaterhouseCoopers. Эта компания уже увеличила число своих клиентов на семь крупных компаний, перебежавших от Andersen. По самым скромным подсчетам этот неожиданный подарок судьбы потянет на $73 млн. Тем не менее вопрос о том, как эти гигантские махинации могли оставаться незамеченными, остается открытым.

Многим не дает покоя вопрос, как получилось, что средства массовой информации (так называемая четвертая власть) необъяснимо долго хранили молчание. Главным разоблачителем данной скандальной истории стала корреспондентка журнала Fortune Бетани Маклин. Именно она благодаря своим математическим способностям провела журналистское расследование и обнаружила, что счета не сходятся. Она не входила в круг тех персон, которых «прикармливала» Enron, то есть не получала щедрого вознаграждения за свое молчание.

У мафии два основных рецепта, как сохранить свои дела в тайне. Первый – подкупить, второй – запугать. В общем, нынешний скандал – дело поправимое. Для каждого горшка найдется своя крышка. Вице-президент Чейни не станет оглашать содержания своих бесед с Кенни-боем. И никакого «Энронгейта» не будет. В глобальном капитализме наступили другие времена. Да и нельзя мешать подобной чепухой президенту, который ведет войну против международного терроризма.

 

Еще по теме