Top.Mail.Ru
архив

Магия для котов

По сложившейся в последние годы доброй традиции алчущие мистического опыта граждане валом валят в магазины «Путь к себе» и посещают лекции заморских гуру с нечеловеческими именами. На их месте я бы просто повнимательнее посмотрел вокруг себя.

Как написал бы журнал «Техника - молодежи», удивительное - рядом. Вас никогда не мучил вопрос, как 100-тонный самолет умудряется оторваться от земли или как Доренко с Киселевым - мужчины немалых габаритов - умещаются в таком маленьком ящичке? Возможно, вы просто к этому привыкли. Точно так же вы привыкли к тому, что конфета «Рондо» облегчает понимание, а бурые шарики «Китекэт» лишают здорового кота всяких хлопот (интересно, а какие обычно у котов бывают хлопоты?). Заметьте: наличие неразрывной связи между конфетой и способностью к адекватному восприятию информации никому не кажется странным.

После Пелевина только ленивый не ищет в рекламе мистического подтекста. Есть, однако, подозрение, что подтекста никакого нет: вся мистика лежит на поверхности. Любое рекламное сообщение - по самой сути своей - полно неразгаданных тайн. «Кларитин - и аллергия прошла!» - несведущий в рекламе простолюдин мог бы решить, что для избавления от аллергии достаточно произнести слово «кларитин». Мы в рекламе знаем толк. Но и мы, исходя из самого текста, можем сделать лишь один вывод: аллергия должна пройти от одного вида кларитина. По крайней мере после того, как мы заплатим за него деньги. В общем, сам факт обладания кларитином наносит аллергии смертельный удар. Нетрудно заметить, что торговцы кларитином строят свои рекламные сообщения по тем же законам, что и продавцы музыки от желудочных коликов и браслетов от сглаза. Хорошо смеяться над какой-нибудь Госпожой Любой, которая обещает тебе отворот, приворот и заговор на успех в бизнесе (со стопроцентной гарантией). Хуже, когда по десять раз на дню некий Дирол (персонаж для многих не более знакомый, чем вышеупомянутая Люба) торжественно клянется защищать наши зубы с утра до вечера. Волей-неволей ему хочется верить. А Диролу (равно как и Госпоже Любе) только того и надо. Давно и не мной замечено, что реклама в первую очередь апеллирует к первичным человеческим потребностям - желанию здоровья, секса, богатства, красоты. Абсолютно к тем же чаяниям широких народных масс обращаются и широкие слои анжелик эффи и лилиан. Самое смешное в том, что рекламисты и лилианы разговаривают с народными массами на одном языке: их сообщения строятся на установлении абсолютно иррациональной связи между тем или иным продуктом (к примеру, молоком «Милая Мила» или какой-нибудь висюлькой с колокольчиками) и той или иной человеческой потребностью (в случае Милы и висюльки это здоровье и мир в семье). Разница между двумя видами продуктов лишь в одном: чудесную висюльку наш проницательный читатель, скорее всего, обойдет стороной, а пакет «Милой Милы» непременно положит в свою продуктовую корзину, гуляючи по супермаркету.

Верить или не верить в сверхъестественные свойства «Милой Милы» (дирола, кларитина и проч. - имя им легион) - это личное дело каждого. Не надо только тешить себя напрасными надеждами. Аллергия не пройдет. Здоровье не придет в каждый дом. И никто не облегчит нам понимание. Кроме нас самих.

Еще по теме