Top.Mail.Ru
архив

Магия власти

Григорий Грабовой сумел подчинить своему влиянию умы тысяч россиян, надеющихся с его помощью воскресить умерших родственников. Свою секту ДРУГГ (Добровольные распространители учения Григория Грабового) он называет политической партией, а сам как ее лидер собирается в 2008 году баллотироваться в президенты.

 

Грабовой вращается в кремлевских кругах с ельцинских времен. Он числился консультантом по безопасности президентского самолета и, говорят, являлся личным астрологом президента. Широкую известность ему принесло горе матерей Беслана, которым, как и многим другим своим клиентам, он обещал рассказать, как вернуть к жизни погибших детей. Правда, для обиженных политическим режимом жертв бесланской трагедии Грабовой собирается сделать исключение и провести дорогостоящую "процедуру воскрешения" бесплатно. На случай неудачи у него уже есть оправдание - до свершения "таинства" о нем никто не должен был знать, а злоумышленники-журналисты уже раструбили о грядущем чуде на весь мир.

Для правоохранительных органов "всемогущий" Грабовой остается недоступным. Он открыто признает, что сам никого не воскрешал. Но ведь он и не обещает сделать это сам. Он продает свою технологию, а это по российским законам мошенничеством не считается. И люди, потерявшие близких, все идут и идут в секту будущего кандидата в президенты.

Привлечь внимание народных масс и пробраться во властные круги, продемонстрировав свои сверхъестественные способности, - способ, известный с древнейших времен. Пик увлечения оккультными науками в среде правящей элиты пришелся на рубеж XIX и XX веков. Экстрасенсы, оккультисты, юродивые и другие шарлатаны заполнили тогда светские салоны, дворцы и кабинеты могущественных чиновников, у которых неожиданно проснулась детская вера в чудеса.

 

Доносы от духов

 

Елена Павловна Блаватская, двоюродная сестра премьер-министра России Сергея Витте, основала религиозно-мистическую школу общения с потусторонним миром, а также прославилась весьма тесным сотрудничеством с охранным отделением.

Мадам ЕПБ, как называли ее поклонники теософии, с головой окунулась в мистицизм еще в юности. Елена вступила в связь с пожилым масоном и спиритуалистом князем Голицыным, который приобщил ее к таинствам общения с душами умерших. Когда юная неофитка прискучила Голицыну, он организовал ей брак с вице-губернатором Еревана Никанором Блаватским. После трех месяцев брака Елена оставила мужа и отправилась в странствия по миру в поисках мистических откровений.

Ее путешествия, которые продолжались около десяти лет, оплачивала масонская ложа, возглавляемая Голицыным. Поскольку князю нужно было всего лишь удерживать свою бывшую любовницу подальше от столичных салонов, поступавший от него денежный ручеек был не очень полноводным. Мадам Блаватская постоянно искала возможность подзаработать. В 1853 году в Баден-Бадене она проиграла все деньги в рулетку; случайный знакомый, оказавшийся сыщиком охранного отделения, предложил ей 2000 франков за письма прусского агента графа Квилецкого. "С величайшими затруднениями и опасностью" ей удалось выкрасть бумаги, и случайный знакомый предложил Блаватской стать штатным сотрудником охранки. Но магические тайны Востока привлекали ее в тот момент куда больше, чем профессия шпионки.

Почти 20 лет спустя она все же надумала использовать свой талант во благо Родины и воспользовалась предложением Третьего отделения о постоянном сотрудничестве. В письме к начальнику жандармского управления Одессы, будущему министру внутренних дел Александру Тимашеву, она сообщала, что движет ею вовсе не денежный интерес: "Цель моя - не корысть, но  скорее протекция и помощь более нравственная, чем материальная. Хотя я имею мало средств к жизни и живу переводами и коммерческой корреспонденцией, но до сей поры отвергала постоянно все предложения, которые могли бы поставить меня хоть косвенно против интересов России".

По словам Блаватской, сотрудничество и немалое вознаграждение ей предлагали осведомленные о ее невероятных способностях папский миссионер в Каире отец Грегуар, брат египетского вице-короля Мустафа-паша и австрийские агенты. Но ради любимого государя и родной страны она всех их отвергла. Мадам ЕПБ представлялась незаменимым для имперской разведки человеком, поскольку посредством общения с духами она может получать любую секретную информацию. "До сей поры все это пропадало даром, и огромнейшие в правительственном и политическом отношении результаты, которые, примененные к практической выгоде державы, приносили бы немалую пользу, ограничивались микроскопической пользою одной мне", - искренне сожалела мадам ЕПБ.

В охранном отделении над предложением добывать секретную информацию при помощи духов посмеялись и решили не связываться со столь эксцентричной дамой. Но знакомства Блаватской, которыми она обзавелась во время путешествий по Востоку, имперских сыщиков заинтересовали и насторожили. Среди духовных наставников ЕПБ были лидеры национально-освободительного движения Индии. Индийская штаб-квартира учрежденного ею Теософского общества являлась одним из форпостов сопротивления англичанам. Блаватская рассказывала друзьям, что сблизиться с охранным отделением ей рекомендовал влиятельный махатма, который надеялся с помощью русского оружия и русской дипломатии изгнать из Индии британских колонизаторов. Махатма Ганди, которого называли политическим наследником ее идей, говорил: "Я был бы более чем удовлетворен, если бы смог коснуться края одежды мадам Блаватской". В 1884 году колониальная администрация выдворила ее из Индии, заподозрив в попытках организации военного восстания.

Мечта монархистки и славянофилки Блаватской - служить России своим "талантом" - сбылась. Покинув Индию, она обосновалась в Париже, где познакомилась с главой зарубежного отделения охранки Петром Рачковским. Он возглавил учрежденный мадам ЕПБ спиритический кружок и активно использовал его для сбора информации о деятельности зарубежного революционного подполья. Медиумы, работавшие под "крышей" Рачковского, заманивали на свои сеансы скучающих в эмиграции революционеров и под гипнозом выуживали у них сведения о подрывной работе.

Вскоре о спиритическом кружке Блаватской-Рачковского написала газета Le  Radical, и спецслужбы немедленно разорвали компрометирующие их отношения с оккультистами.

 

Настоящие "друзья"

 

На закате империи целый сонм чудотворцев прошел через Зимний дворец. Голодные и босые пророки входили в царские палаты, выкрикивая пророчества. Чтобы там остаться. До тех пор, пока не выгонят.

Николай II привечал их, поскольку был одержим идеей будущего мученичества. Страшный конец последнего из Романовых и его последующее причисление к лику святых было предсказано в начале XIX века монахом Авелем, а позднее - Серафимом Саровским. Его супруга Аликс ждала святого из народа, который чудесным способом поможет ей родить наследника престола. Чудотворцев монаршей чете в избытке поставляли подруги Александры Федоровны, черногорские принцессы Милица Николаевна и Анастасия Николаевна. На потакании причудам государя и его супруги строилось влияние "черногорок", а пророчества "божьих людей" не раз помогали им проворачивать выгодные политические комбинации.

Первым во дворец был приведен блаженный Митя Козельский. Через собственного "переводчика" (у Мити были проблемы с речью, за что он получил прозвище Гугнивый) он предсказывал императору ход русско-японской войны. Это позволяло "черногоркам" какое-то время контролировать отставки и назначения в военных ведомствах. Однако конкурирующие придворные партии вскоре вышвырнули Митю из Зимнего: одна из великих княгинь заболела сыпью, и государыне кто-то сказал, что заразу во дворец принес юродивый.

Новая фаворитка императорской четы старица Матрена-Босоножка тоже продержалась при дворе недолго. Она пришла к Аликс с чудотворной иконой, которая должна была помочь той зачать сына. Какое-то время она бродила по залам и покоям, выкрикивая пророчества, которые, как и Митины, были мало кому понятны, а потом вдруг исчезла. Так же внезапно, как и появилась.

"Черногорки" учли неудачный опыт: придворный чудотворец не должен быть грязным и невоспитанным. Они выписали из Парижа некоего Назьера Вашоля, который был представлен государыне как месье Филипп - предсказатель, врачеватель и спирит, способный беседовать с умершими. Парижские агенты Третьего отделения прислали в Петербург кипы компромата на мсье Филиппа, но европейский мистик все равно был оставлен при царице. Даже в 1901 году, когда Вашоль ошибся, и Аликс родила великую княжну Анастасию, "Наш Друг" - так императорская чета называла парижского чудотворца - остался при дворе.

Старшая сестра императрицы великая княгиня Елизавета Федоровна, пытаясь выжить "французскую нечисть" из Зимнего, убеждала Аликс, что православные государи должны просить помощи только у русских святых. "Черногорки" немедленно перехватили инициативу: они рассказали Александре Федоровне о Серафиме Саровском - русском чудотворце, который не был канонизирован из-за интриг полицейского управления. При жизни против него было сфальсифицировано дело о "Христовых невестах" - девушках, которые бежали из дома, чтобы сопровождать праведника, - и теперь Синод из-за этого грязного навета отказывается канонизировать его. Аликс и Николай загорелись идеей о собственном святом покровителе, тем более что после поездки в Саров императрица все же смогла родить наследника. Святейшему Синоду было дано прямое указание канонизировать Саровского.

Месье Филипп больше не нужен, и ему оплачивают билет до Парижа, но вскоре на его место черногорские принцессы приводят старца Григория. При нем царская семья окончательно погрузилась в мистические опыты, а Распутин и "черногорки" полностью взяли под контроль кадровую политику двора.

 

В интересах революции

 

О пророчестве преподобного Серафима "...о грядущих ужаснейших бунтах... о реках крови русской" в царском дворце после рождения наследника на какое-то время забыли. Через тринадцать лет к власти пришли большевики, императорская семья была казнена, а русские святые объявлены вне закона. Взамен Владимир Ленин предложил создать социалистическую культуру пролетариата, а его соратник знаменитый мистик Александр Богданов - создать для рабочего класса новую религию.

Еще до революции, в 1908 году, молодой социал-демократ Богданов (Малиновский) опубликовал роман-утопию "Красная звезда", в котором изложил открытую им технологию личного бессмертия. "Мы устраиваем обмен кровью между двумя человеческими существами, из которых каждое может передавать другому массу условий повышения жизни. Это просто одновременное переливание крови от одного человека другому и обратно... Кровь одного человека продолжает жить в организме другого, смешиваясь там с его кровью и внося глубокое обновление во все его ткани... Молодой человек не стареет от крови пожилого: то, что в нем есть слабого, старческого, быстро преодолевается молодым организмом, но в то же время из нее усваивается многое такое, чего не хватало этому организму".

Кровью как предметом магии Богданов заинтересовался во время жизни в Германии, где посещал лекции знаменитого ученого-мистика Рудольфа Штайнера. Богданов, одержимый идеей бессмертия для революционеров, ставил эксперименты с переливанием крови на своих родственниках и соратниках. Его сын Александр Малиновский - в будущем известный генетик - якобы превратился из хилого юноши в мощного ширококостного мужчину после переливания ему крови сорокалетнего атлета. Сестру Ленина Марию Ульянову он таким образом вылечил от тяжелой болезни. Для сохранения "духа революции" Богданов переливал кровь ветеранов ВКП(б) молодым бойцам.

Его идея "красной религии" после победы революции Лениным не была одобрена. Мистику был закрыт доступ в Смольный, зато под него был создан исследовательский институт, где Богданов мог сколько угодно изучать роль крови в "коллективной борьбе за жизнеспособность". До 1928 года Богданов произвел на себе 12 опытов по полному переливанию крови, последний стал для него роковым.

Если мадам Блаватскую привлекала интрига, политическая игра, то людей, добивавшихся расположения последнего русского императора и его жены, интересовало прежде всего то, как они могут с их помощью улучшить свое материальное благосостояние за счет трагедии царской семьи. Александра Богданова интересовало построение идеального общества, которым будут вечно управлять лучшие из лучших. Григорий Грабовой успешно сочетает опыт всех своих предшественников. Интерес к оккультизму на пороге постиндустриальной эры не падает. Но запросы сегодняшних магов - растут.

 

Еще по теме