Магия яйца

05.10.200900:00
"Не может этого быть, как куриное яйцо не может быть красным", - едва римский император Тиберий, не поверивший в воскресение Иисуса Христа, произнес эти слова, как принесенное Марией Магдалиной яйцо, которое он держал в руке, поменяло цвет на красный. Пасхальное яйцо стало одним из атрибутов христианских обрядов, а уже благодаря Карлу Фаберже - еще и символом прекрасного, знаком успеха и богатства.

Фаберже - выходцы из Пикардии, что на севере Франции, гугеноты (так во Франции называли протестантов), которым в 1685 году, когда Людовик XIV отменил Нантский эдикт, уравнивавший в правах протестантов и католиков, пришлось уехать и больше века скитаться по северу Европы, в основном по Германии. В начале XIX века Петер, дед Карла Фаберже, стал российским подданным и поселился в городке Пернове Лифляндской губернии (ныне эстонский Пярну). Там в 1814 году появился на свет Густав Фаберже, в тридцатые годы XIX века переехавший с женой в Санкт-Петербург, где обучался ювелирному искусству, работая подмастерьем у известного мэтра, мастера золотых табакерок Андреаса Фердинандовича Шпигеля, а затем оттачивал навыки в крупной фирме "Кейбель", поставлявшей украшения и драгоценности царскому двору. Став золотых дел мастером, Густав Петрович Фаберже открыл в подвале дома на Большой Морской улице мастерскую и магазин, положив начало знаменитой компании.

НАЧИНАЛИ В ПОДВАЛЕ

   30 мая 1846 года у Густава Фаберже родился первенец Карл. Через 14 лет Густав, поднакопив денег, оставил бизнес доверенным помощникам - Хискиасу Пендину и Владимиру Зайончковскому, а сам, решив отойти от дел, отправился с семьей в Дрезден. Там Карл учился в Коммерческой школе, после чего постигал азы ювелирного искусства у известного франкфуртского специалиста Йозефа Фридмана, а потом, как это было тогда принято среди состоятельных людей, уехал в длительное путешествие по Европе и вернулся в Санкт-Петербург в 1866-м уже ювелирных дел мастером. Он женился и начал работать в семейной компании, но пока не управляющим, а помощником у своего наставника Зайончковского.
   К самостоятельному управлению бизнесом Карл приступил спустя шесть лет, набравшись опыта и разработав стратегию расширения фирмы в соответствии с веяниями временами. Одним из первых дел молодого управляющего был переезд из подвала, где три десятилетия размещались мастерские с магазином, в более просторное помещение на первом этаже дома напротив.
   Возможно, этот переезд и был чисто символическим, учитывая, что компания перебралась лишь на другую сторону Большой Морской улицы, но остальные изменения Карла Фаберже были более значительны. В то время ювелиры в основном изготавливали тяжеловесные массивные украшения в стиле французских мастеров XVIII века. А Карл Фаберже одним из первых начал переходить на более изящные и тонкие украшения с богатыми орнаментами, требовавшими мастерства и точности. Другим его новшеством было широкое применение полудрагоценных камней и изрядно подзабытой к тому времени техники покрытия изделий эмалью. Фаберже был хорошим ювелиром и очень способным, говоря современным языком, менеджером. Приняв заказ и создав эскиз, Карл передавал его опытным мастерам, в которые он привлекал только лучших специалистов, - это гарантировало высокое качество изделий.
   В 1882 году, когда из Дрездена вернулся младший брат Карла, Агафон Фаберже, перемены продолжились. Агафон был не только отличным ювелиром, но и великолепным дизайнером с очень развитым воображением. Чтобы выбрать наилучший вариант, он нередко делал больше десятка восковых версий заказа. Именно при нем начал вырабатываться тот изящный стиль, который позднее стал называться стилем Фаберже. Узнав о том, что в Москве будет проходить Всероссийская промышленно-художественная выставка, Агафон уговорил брата принять в ней участие. Успех превзошел все самые смелые ожидания. В павильоне постоянно толпились посетители, о ювелирных изделиях Фаберже много писали газеты, жюри отметило работы золотой медалью. Украшения молодого мастера понравились Александру III и его супруге Марии Федоровне, которая даже купила мужу золотые запонки. А через три года Карл получил первый заказ от императора Александра III - нужно было сделать пасхальное яйцо для императрицы. Оно было золотым, с покрытием из белой эмали и золотым желтком, в котором пряталась золотая же курица с миниатюрной императорской короной и подвеской в виде рубинового яйца. С этого заказа и началась история самых знаменитых императорских пасхальных яиц от Фаберже. Мастер пользовался покровительством царской семьи, имел звание ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа и абсолютную свободу творчества. Условие заказчика было только одно: в каждом яйце должен быть сюрприз.
   После смерти Александра III, в 1894 году, Николай II начал заказывать каждый год по два пасхальных яйца: для жены и матери. Императорские пасхальные яйца по эскизам Карла Фаберже создавали лучшие ювелиры фирмы: Михаил Перхин, Генрих Вигстрем и Эрик Август Колин. Их творения пользовались огромной популярностью. Кроме Романовых, крупные драгоценные изделия (Фаберже делал еще и много маленьких - их носили на шее) имелись у герцогини Мальборо, в семьях Нобелей, Ротшильдов, Юсуповых и у других известных людей того времени. Коллекцией из семи больших пасхальных яиц владел золотопромышленник Александр Кельх.
   Всего Карл Фаберже за треть века изготовил 65 пасхальных яиц, из которых сохранилось 57. Из 50 императорских пасхальных яиц до нас дошло только 42, причем из восьми утерянных в изображениях осталось лишь два.

"ВЫЛОЖИТЬ ФАБЕРЖЕ"

   Ювелирная компания Фаберже была крупнейшей в России: в ней работали свыше 500 человек, а кроме главных мастерских в Санкт-Петербурге, имелись отделения в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. И делали там, конечно, не одни только пасхальные яйца, а еще и пепельницы, ножи для разрезки бумаги, набалдашники для тростей и ручки для зонтов, веера, табакерки, монокли, звонки, подсвечники, кофейные сервизы, самовары, столовое серебро и даже вязальные спицы. С 1882-го по 1917 год было выпущено от 150 000 до 200 000 ювелирных украшений и изделий.
   Имя Фаберже стало нарицательным. До революции в домах состоятельных россиян можно было едва ли не каждый день услышать фразу - "выложить Фаберже", что означало накрыть стол к обеду.
   Продукция Фаберже была известна и далеко за пределами России. Большинство подарков, которыми обменивались родственники из императорских и королевских семей России, Дании, Германии и Англии, было изготовлено мастерами Карла Фаберже. На Всемирной выставке 1900 года в Париже он получил золотую медаль, парижские ювелиры присвоили ему звание мастера Парижской гильдии ювелиров, а французское правительство наградило орденом Почетного легиона.
   В 1916 году фирма стала акционерным обществом с капиталом в 3 млн руб. В начале октября 1918 года оно было национализировано. С последним дипломатическим поездом Фаберже уехал сначала в Ригу, потом в Германию, а летом 1920-го семья воссоединилась в Швейцарии, но ненадолго. 24 сентября 1920 года в Лозанне Карл Фаберже скончался, как считают родные, от тоски по родине. Он и его жена похоронены на кладбище в Канне.

СКИТАНИЯ БРЕНДА

   В 1923 году сыновья Карла Фаберже и отличные ювелиры Евгений (1874 - 1960) и Александр (1877 - 1952) основали в Париже компанию "Фаберже и К". В годы Второй мировой войны они узнали, что американец Сэм Рубин учредил за океаном Fabergе Inc. и продавал косметику под этой торговой маркой, зарегистрировав ее, впрочем, и для ювелирных изделий. В 1945-м братья обратились в суд, но юридические издержки оказались им не по силам, и в 1952 году они продали бренд за $25 000. Торговая марка меняла хозяев еще несколько раз, все время прирастая в цене, так что в 1964-м стоила уже $26 млн, еще через 20 лет - $180 млн, в 1989-м - $1,55 млрд. В январе 2007-го марка перешла к группе Fabergе Ltd. во главе с британской инвестиционной компанией Pallinghurst Resources и южно-африканской инвесткомпанией Investec.
   В начале нынешнего сентября в Лондоне состоялась презентация первой за без малого столетие коллекции Фаберже из 100 новых украшений, разработанных парижским художником-ювелиром Фредериком Заави и креативным директором Fabergе Ltd. Катариной Флор. Продажи были организованы через фирменный магазин в Женеве и Интернет. Чтобы получить приглянувшуюся вещь, покупатель может поехать в магазин или вызвать представителя компании. Цены колеблются от $40 000 за кольцо до $7 млн за браслет, дизайн которого навеян "Водяными лилиями" Клода Моне. В новой коллекции нет ни одного пасхального яйца, но, по словам представителя Fabergе Ltd. Марка Данхилла, в будущем фирма вполне может вернуться и к ним. Получить прибыль в Fabergе надеются уже через пять лет.

ТАК В ЧЕМ ЖЕ МАГИЯ?

   Феноменальный успех Карла Фаберже объясняется тем, что ему удалось объединить собственно ювелирное дело как высокое искусство и прикладную работу. Фаберже учитывал интересы и вкусы широких слоев российского общества - от царской семьи до людей среднего достатка. Но вне зависимости от цены, его изделия всегда отличали высочайшее качество и профессиональное мастерство. Предметы повседневного быта от Фаберже были так же популярны и прекрасны, как драгоценные пасхальные яйца. Кроме того, именно Карл Фаберже возродил старинную технику гильоше - создание иллюзии глубины и переливов света и цвета за счет основы, покрытой прозрачной эмалью. Под руководством Фаберже мастера его фирмы начали применять машинную гравировку "лучами", "муаром" или "волной" и значительно расширили цветовую гамму эмалей. Фаберже первым из ювелиров наряду с драгоценными камнями стал широко использовать полудрагоценные, а также серебро, сталь, дерево, стекло и другие материалы. Для подгонки и склеивания деталей фигурок из драгоценных и полудрагоценных камней, бывших наряду с пасхальными яйцами визитной карточкой его фирмы, Карл Фаберже усовершенствовал забытую технологию флорентийских ювелиров XVIII века.

   БЕЗГРАНИЧНАЯ ФАНТАЗИЯ МАСТЕРОВ ФАБЕРЖЕ
   ИЗУМРУДНО-ЗОЛОТОЕ ЯЙЦО "ПАМЯТЬ АЗОВА" (1891 ГОД) ПОСВЯЩЕНО ПУТЕШЕСТВИЮ НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ НИКОЛАЯ И ГЕОРГИЯ (ВНУТРИ НЕГО НА ГОЛУБОЙ АКВАМАРИНОВОЙ ПЛАСТИНЕ - МОДЕЛЬ КРЕЙСЕРА ИЗ ЗОЛОТА И ПЛАТИНЫ). ВНЕШНЕЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЗОЛОТОГО "КОРОНАЦИОННОГО" ЯЙЦА (1897 ГОД) СООТВЕТСТВУЕТ ЦВЕТАМ КОРОНАЦИОННОГО ОДЕЯНИЯ ЦАРЯ, А СЮРПРИЗ - КОПИЯ КОРОНАЦИОННОЙ КАРЕТЫ. ОСНОВАНИЕ ЮБИЛЕЙНОГО ЯЙЦА "300-ЛЕТИЕ ДОМА РОМАНОВЫХ" (1913 ГОД) - ГЕРБОВЫЙ ЩИТ, ПОДСТАВКА - ОРЕЛ СО СКИПЕТРОМ И ДЕРЖАВОЙ. НА ПОВЕРХНОСТИ - 18 ПОРТРЕТОВ ВСЕХ ЦАРСТВОВАВШИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДИНАСТИИ, ВНУТРИ - ВРАЩАЮЩИЙСЯ ГЛОБУС С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ СЕВЕРНОГО ПОЛУШАРИЯ С ТЕРРИТОРИЕЙ РОССИИ В ГРАНИЦАХ 1613-ГО И 1913 ГОДА.