Максим Решетников о климатической стратегии страны, развитии связей с международными партнерами и туристическом потенциале Дальнего Востока

03.09.202413:08

Дальний Восток благодаря в том числе ВЭФ с каждым годом становится все ближе к центральным регионам. Отпуск на Камчатке или путешествие по Сахалину уже не кажутся сложно осуществимыми. Бизнес при поддержке государства строит гостиницы, тянет инфраструктуру, работает над имиджем… Каких результатов уже удалось добиться и какой туризм развивается на Дальнем Востоке, узнали у главы Минэкономразвития РФ Максима Решетникова. 

Как за время реализации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» увеличился поток в эти считающиеся труднодоступными для простого туриста регионы?

— В прошлом году показатель по числу туристов, которые остановились в гостиницах на Дальнем Востоке, впервые превысил 4 млн. Это по всем регионам федерального округа. На фоне традиционных туристических направлений цифра не кажется очень большой, но здесь важна динамика. С 2014 года, то есть за 10 лет, этот показатель увеличился в 1,5 раза. А с начала реализации нацпроекта в сфере туризма, то есть с 2021 года, — почти на треть. Это значительный рост, опережающий среднероссийские показатели. В первой половине 2024-го дальневосточные регионы приняли1,8 млн туристов.

И это не предел?

— Да, потенциал гигантский. Думаю, это все понимают. В том числе инвесторы. С одной стороны, колоссальные туристические ресурсы, прежде всего природные. Байкал, вулканы и гейзеры Камчатки, уссурийская тайга — это международные туристические бренды. Они на десятилетия вперед обеспечат интерес путешественников. С другой — близость больших рынков: Китай, Корея, страны Юго-Восточной Азии. Это самые густонаселенные регионы планеты, в которых в последние годы растет платежеспособный спрос на туристические продукты. Поэтому можно считать Дальний Восток самым перспективным регионом именно для развития въездного туризма.

Какие страны выступают основными донорами турпотока для нашего Дальнего Востока и Арктики сейчас?

— Туристы на Дальний Восток активно едут из Кореи, Японии, Монголии и более далеких стран. Но абсолютный лидер вполне очевиден — это Китай: почти 600 тысяч человек в 2023 году. В первой половине 2024 года на Дальний Восток уже приехало вдвое больше иностранных туристов, чем за аналогичный период прошлого года. Поэтому по итогам ждем значительного прироста.

На привлечение турпотока работают два основных фактора. Во-первых, география и логистика. До Китая из некоторых регионов Дальнего Востока в буквальном смысле «рукой подать», и транспортные связи достаточно прочные и удобные для туристов. Из провинций Китая в регионы Дальнего Востока летают прямые рейсы, можно добраться на машине, по воде — через Амур и т. д.

Во-вторых, в прошлом году договорились с китайской стороной о безвизовых групповых обменах. То есть туристические группы могут приехать к нам из Китая или, наоборот, отправиться в Китай из России без оформления визы. Это очень эффективный механизм. Он заработал 1 августа 2023 года, и за год с момента его запуска взаимный турпоток составил 800 тысяч человек. Из них 370 тысяч — это китайские туристы, которые приехали в Россию. Причем 70 % таких поездок приходится именно на Дальний Восток.

Какие меры поддержки бизнеса, занятого в отрасли гостеприимства, были признаны наиболее эффективными и включены в обновленную версию нацпроекта?

— Основные параметры новой редакции национального проекта «Туризм и гостеприимство» сформированы. Мы сохранили поддержку по созданию модульных некапитальных средств размещения. Прежде всего, речь идет о глемпингах. Эта мера хорошо себя зарекомендовала. Она позволяет быстро наращивать номерной фонд без создания «тяжелой» инфраструктуры и при этом развивать очень перспективные ниши туристического рынка: экологический туризм, активный отдых на природе. Это очень актуально и для Дальнего Востока. Здесь много природных территорий, где глемпинги становятся оптимальной и востребованной формой для ночевок туристов.

В 2023–2024 годах по этой программе регионы получили 18 млрд рублей, и к концу 2024 года ожидаем ввод порядка 13,4 тысячи номеров в модульных средствах размещения. А в составе нового национального проекта на ближайшие три года на это предусмотрено 15 млрд рублей — по 5 млрд ежегодно.

Также сохранены основные меры поддержки регионов в составе единой субсидии. Это средства для обустройства пляжей и национальных туристских маршрутов, приобретения туристского оборудования и снаряжения, создания кемпингов и автокемпингов, проведения событийных мероприятий, а также проектирования туристического кода центров городов. Дополнили меры созданием некапитальной причальной инфраструктуры для развития круизного туризма. Это позволит обеспечить швартовку судов без строительства дорогостоящих капитальных объектов. В 2024 году в рамках единой субсидии регионы получили 6,4 млрд рублей. В 2025–2027 годах заложили по 9,5 млрд рублей ежегодно.

В скором времени благодаря поддержке президента планируем провести конкурсный отбор по модульным средствам размещения и единой субсидии на ближайшую «трехлетку». То есть у регионов и у инвесторов появится понятный горизонт планирования, перспектива по реализации проектов.

А что с программами льготного кредитования на возведение инфраструктуры?

— Мы ее продлеваем по всей России. Сейчас уже реализуем 239 проектов в 60 регионах с субсидируемым кредитным портфелем 787,7 млрд рублей. Это в том числе 218 отелей общей емкостью 51 тысяча номеров и 21 крупный инвестпроект, рассчитанный на 21 млн посещений в год. Имею в виду горнолыжные курорты, аквапарки и круглогодичные парки развлечений. Акцент сделан на том, чтобы до этих точек притяжения можно было добраться из соседних регионов без длительных перелетов, путешествуя с семьей или с друзьями.

В какой мере программы в сфере туризма сегодня влияют в целом на экономику дальневосточных и арктических регионов?

— Регионы Дальнего Востока и Арктики активно пользуются мерами поддержки. Например, по программе создания модульных гостиниц планируется создать более тысячи новых номеров в глемпингах. Причем для регионов Дальнего Востока и Арктики сделали важное исключение из общего правила. Разрешили использовать модули местного производства, то есть незаводские. С одной стороны, это позволит создавать аутентичные глемпинги с местной спецификой, в духе традиционных жилищ коренных народов. С другой стороны, это позволит бизнесу сэкономить на логистике, поддержать местное производство. Регионы удаленные, поэтому затраты на транспортировку могут быть значительные — до трети общей стоимости модуля. Решения по таким проектам принимаются на уровне региональных властей. В этом вопросе главное — обеспечить безопасность туристов. Просим всегда коллег за этим внимательно следить.

Хорошо работает на Дальнем Востоке программа льготного кредитования крупных отелей. Объем кредитного портфеля сейчас составляет 76 млрд рублей. На эти средства реализуется 21 проект: 20 крупных отелей с общим фондом 4,5 тысячи номеров и большой проект на Камчатке — курорт международного стандарта Парк «Три Вулкана». Он будет расположен рядом с вулканами Мутновским, Вилючинским и Горелым. Здесь планируется построить горнолыжную инфраструктуру, бальнеологический комплекс, отели с категориями от 3 до 5 звезд. Ожидаем, что объект будут посещать более полумиллиона туристов в год.

Глемпинг «Морская ферма» в Приморском крае построен при поддержке федеральной программы субсидирования модульных гостиниц. Фото: пресс-служба Минэкономразвития
Традиционно много дискуссий на ВЭФ посвящено климатической повестке. Может ли устойчивое развитие отвечать экономическим интересам страны? И должно ли?

— Устойчивое развитие уже сейчас во многом определяет рост экономики. В первую очередь это конкурентоспособность нашей продукции на внутреннем и зарубежных рынках. Возможность развития партнерских отношений с другими странами и их предприятиями.

Главное, что важность следования ESG-повестке понимает бизнес. К примеру, многие экспортоориентированные компании закладывают в своих планах развития покупку нового оборудования, внедрение современных технологий и принципов бережливого производства на предприятиях. Компенсируют выбросы парниковых газовых за счет «зеленых» проектов, в том числе высадки лесов. В нашем реестре углеродных единиц уже зарегистрировано около 40 климатических проектов, выпущено более 30 млн углеродных единиц.

Государство поддерживает активность бизнеса. Ведь за устойчивым развитием стоит решение не только экономических, но и социальных задач, качество жизни наших граждан. Об этом неоднократно говорил президент. При поддержке бизнес-сообщества Минэкономразвития утверждены таксономии, то есть классификации, «зеленых» адаптационных и социальных проектов. Мы завершили формирование комплексной национальной системы привлечения инвестиций в устойчивое развитие.

Объем финансирования, верифицированного по национальным стандартам, достиг 0,5 трлн рублей. Состоялось 17 выпусков «зеленых» облигаций на общую сумму почти 350 млрд рублей, выпуск адаптационных облигаций на 5 млрд рублей и «зеленый» кредит на 110 млрд рублей. Основные эмитенты — это «РЖД», правительство Москвы, ВЭБ.РФ, Газпромбанк, Сбербанк, КамАЗ.

Мы утвердили методические рекомендации по вопросам адаптации к рискам, связанным с изменениями климата, по оценке возможного ущерба от воздействия климатических изменений. А также рекомендации по подготовке отчетности об устойчивом развитии, разработали проект стандарта отчетности об устойчивом развитии. Порядка 100 компаний в России готовят отчетность об устойчивом развитии. Создали унифицированный перечень показателей, которые рекомендуется раскрывать компаниям. А главное — предоставляем методики для их расчета. Государство видит общую картину того, как ведется работа по ESG-повестке. Появилась хорошая база для принятия управленческих решений в частном и государственном секторах. А это уже ключевое условие для эффективности дальнейшей работы по устойчивому развитию.

Каковы основные принципы по достижению углеродной нейтральности, которые Россия продолжает отстаивать на международной арене?

— Вопросы климатической повестки сохраняют свою актуальность для России. Мы являемся активным участником ключевых международных соглашений в области климата, в частности Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) и Парижского соглашения. Наша страна взяла на себя обязательство к 2030 году сократить нетто-выбросы на 30%, а к 2050 году планируем сократить выбросы на 80% от уровня 1990 года. 2060 год установлен как дата достижения углеродной нейтральности. Сейчас готовимся представить в секретариат РКИК ООН обновленный определяемый на национальном уровне вклад в реализацию Парижского соглашения.

В рамках помощи развивающимся странам Российская Федерация на добровольной основе выделяет финансовые средства на смягчение негативного воздействия на климат и адаптацию к его изменениям. По линии организаций системы ООН основное сотрудничество в этой сфере осуществляется с ПРООН (Программа развития Организации Объединенных Наций) и ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде).

Реализуется проект «Образование и повышение информированности в области изменения климата» на период 2022–2024 годов в странах Африки, Азии, Восточной Европы и Латинской Америки для укрепления потенциала противодействия и адаптации к последствиям изменения климата посредством влияния на поведение населения и перехода к модели общества, заботящегося об окружающей среде.

Низкоуглеродное будущее мира — а оно должно быть таким — основывается исключительно на справедливом переходе к другим видам энергетики и безопасности. Также требуется уделять равное внимание борьбе с воздействием деятельности человека на климат и адаптации к уже происходящим климатическим изменениям. При этом каждая страна должна сохранять за собой право самостоятельно формулировать цели и меры снижения выбросов парниковых газов и увеличения поглощения, исходя из национальных условий и приоритетов устойчивого социально-экономического развития.

Этот подход закрепили на 28-м Климатическом саммите РКИК ООН (COP-28) в решении по результатам Глобального подведения итогов реализации Парижского соглашения. Решение задало стратегический курс климатической политики, на который будут ориентироваться все страны. Нам удалось закрепить широкий набор «глобальных усилий» по сокращению выбросов парниковых газов. Сюда входят использование ВИЭ, ядерной энергетики, технологий улавливания, хранения и использования углерода, производства низкоуглеродного водорода. Прорывное для нас с точки зрения соблюдения баланса между климатической повесткой и борьбой с энергетической бедностью достижение — впервые отдельно выделена роль переходного топлива для снижения выбросов при обеспечении энергетической безопасности.

Российские эксперты уже начали активную подготовку к COP-29, который пройдет в Азербайджане в ноябре. Провели первые консультации с координационным офисом коллег из Баку. Предстоящая Конференция обещает быть «финансовой»: будет утверждаться новая коллективная количественная цель по предоставлению развивающимся странам финансовой помощи.

Вместе с дружественными странами, интеграционными объединениями и международными организациями, такими как «Группа двадцати», ЕАЭС, СНГ, БРИКС, ШОС и АТЭС, также будем синхронизировать работу по климату и продвигать открытый диалог по «зеленой» повестке.

Удается ли строить реальное взаимодействие по климатическим вопросам в рамках БРИКС?

— С партнерами по БРИКС находимся в постоянном контакте, сверяем позиции. Они, безусловно, не полностью идентичны: у всех стран свои национальные особенности и стартовые позиции, это надо учитывать. Но в целом мы понимаем, что по многим острым вопросам повестки РКИК ООН мы солидарны.

Парадигма климатического будущего должна строиться вокруг целей устойчивого развития, диверсификации экономики, повышения инвестиций в «зеленые» проекты и технологии. И здесь наше мнение, безусловно, совпадает. Все больше стран также поднимают вопрос о необходимости отмены односторонних барьеров и ограничений, что соответствует приоритетам БРИКС. Парижское соглашение ясно признает, что свобода торговли является важным условием успешных действий по климату. Соглашение устанавливает, что климатические меры не должны использоваться для прикрытия торгового протекционизма.

В контексте текущего председательства России в БРИКС в 2024 году решили усиливать климатическое сотрудничество с партнерами. Инициировали создание Контактной группы БРИКС по климату и устойчивому развитию. Рады, что удалось заручиться поддержкой партнеров, которые поддержали эту инициативу.

В этом году разработали и приняли основополагающий документ для обмена опытом и выработки практических решений в сфере борьбы с изменением климата через призму устойчивого развития. В нем зафиксирован перечень ключевых направлений для сотрудничества стран БРИКС в будущем. Среди этих направлений вопросы справедливого перехода, адаптации к изменениям климата, реализации климатических проектов с использованием передовых низкоэмиссионных технологий, развития научного потенциала. Принятие такого рода рамочной основы для сотрудничества будет способствовать максимизации усилий стран БРИКС по борьбе с изменением климата и обеспечению достойного ответа на этот ключевой вызов XXI века.

Есть ли совместная позиция по развитию углеродных рынков?

— Страны БРИКС находятся на разных этапах развития углеродных рынков, однако, несмотря на это, все они проявляют интерес к развитию диалога по данной теме. В рамках Контактной группы запускаем Партнерство БРИКС по углеродным рынкам для сближения подходов стран к валидации и верификации результатов климатических проектов, торговли углеродными единицами между участниками. В перспективе планируем создать инфраструктуру для сближения национальных углеродных реестров. А значит, и дополнительные возможности для реализации совместных климатических проектов. Первые итоги этой работы представили на Диалоге высокого уровня БРИКС по климату. Это мероприятие с участием министров из стран объединения прошло «на полях» Форума «Климатическая повестка БРИКС в современных условиях» в последние дни августа в Москве. Он собрал широкий круг экспертов, представителей госсектора и бизнеса из стран БРИКС и иных дружественных стран.