Максим Соколов: «Вызов один — развитие “АВТОВАЗа”»
Начиная с 2023 года большинство новостей о работе «АВТОВАЗа» было посвящено рекордам — в продажах и в производстве. О том, как за 2,5 года перенастроить огромное предприятие, фактически запустив масcовый выпуск с нуля, поговорили с президентом «АВТОВАЗа» Максимом Соколовым.
— «Рекорды» — звучит несколько громогласно. Более приемлемая характеристика результатов нашей работы — это «достижения». Достижения в области технологического суверенитета, в объемах выпуска собственной продукции, в доле занимаемого рынка и запуске новых продуктов. Всего этого мы добились благодаря ежедневному трудовому подвигу команды «АВТОВАЗа», в которой сегодня трудятся уже 46 000 человек. Общая уверенность в надежном будущем позволяет вести за собой целую армию партнеров. В периметр производственно-торговой системы «АВТОВАЗа» сегодня входят около 2 000 предприятий — это поставщики узлов и компонентов, логистические хабы, дилерские центры. Последних уже более 330 во всех крупных городах нашей страны, в том числе и на новых территориях.
Отдельно хочется сказать про наш дочерний «Авто Финанс Банк», который стал системообразующим для всей отрасли. В этом году, по оценке Forbes, он занял 27-е место в рейтинге надежности, чем мы очень гордимся, потому что для нас это новый бизнес.
Всего же экосистема «АВТОВАЗа» обеспечивает занятость около 600 000 человек. Конечно же, это большая ответственность — вести их за собой, но «АВТОВАЗ» уверенно удерживает звание лидера отечественного автопрома с момента запуска первых конвейеров в далеком 1970 году. С тех пор наш модельный ряд сильно изменился, но и сегодня флагманские модели LADA достойно конкурируют с любыми аналогами мирового автопрома в нашем традиционном сегменте В.
— По данным международного консалтингового агентства Focus2move, наш бестселлер LADA Granta вошел в пятерку самых продаваемых автомобилей в мире — с начала 2024 года было реализовано около 176 000 машин. Вот главный показатель того, что мы не замкнулись на внутреннем рынке, а занимаем проактивную позицию, увеличиваем объемы производства.
Несмотря на то, что ситуация усугубляется ввиду различных макроэкономических факторов, мы подтверждаем годовой план производства на 2024 год — свыше 500 000 автомобилей. Мы договорились не употреблять слово «рекорды», но в этом случае речь идет о самых высоких показателях за последние 15 лет, если мы говорим о производстве автомобилей под брендом LADA на тольяттинской площадке.
— Мы восстановили производство Vesta со всеми привычными современному потребителю опциями — автоматической коробкой передач, подушками безопасности, обогревом заднего ряда сидений и другим оборудованием. А в августе стартовал выпуск очередного обновления этой модели с локализованной системой стабилизации ESC.
На ижевской площадке начато производство Largus. В сентябре с того же конвейера сошел первый самый локализованный в России электромобиль — e-Largus. Несмотря на все трудности, мы выполнили свое обещание запустить в серию LADA Aura, позитивную оценку которой дал наш Президент по итогам личного тест-драйва.
Среди продуктов, которые команда начала разрабатывать в самый тяжелый период 2022 года, — модель Iskra — на совершенно новой платформе, по которой достигнут технологический суверенитет. Этот автомобиль был представлен на ПМЭФ-24. Сейчас идут предсерийные испытания, и в первой половине 2025 года планируем поставить его на конвейер.
— Начну с кроссовера класса С, который мы начали создавать на платформе Vesta в 2022 году. Мы последовательно развиваем этот проект, и, надеюсь, что на следующем петербургском форуме представим долгожданную новинку.
По D-классу планы есть, но их реализация будет зависеть в том числе от государственной политики. Известно, что Минпромторг прорабатывает идею создания на базе головного научного института отрасли ФГУП «НАМИ» новой многофункциональной платформы. Будем внимательно следить за развитием этого проекта и по возможности использовать будущие наработки.
— Вы же видите масштабы производства: мы восстановили выпуск всего маржинального модельного ряда! Если в 2022 году нас ограничивали объемы поставщиков компонентов, то сейчас конвейерные линии достигли максимальной производительности: каждые 25 секунд за ворота «АВТОВАЗа» выезжает новый автомобиль. Это только в Тольятти. А если мы присовокупим мощности Ижевска и ряда других партнерских заводов...
Хотя риски остановки конвейера периодически возникают. К сожалению, такие примеры были и в течение этого года. С учетом того, что с осени 2023 года «АВТОВАЗ» находится под самыми жесткими ограничениями, многие традиционные иностранные поставщики отказываются сотрудничать с нами под угрозой вторичных санкций. Я уже не говорю про логистику и про осуществление транзакций. Управленческая команда разрешает эти трудности практически ежедневно.
— Он определяется макроэкономическими показателями. В этом году реальная динамика развития авторынка оказалась выше прогнозной. Мы видим масштабный рост, фактически восстановление уровня продаж, который был до 2022 года. По нашим оценкам, к концу декабря в России будут проданы 1,75 млн новых автомобилей. В основном это происходит за счет агрессивной экспансии китайского автопрома.
На российском рынке мы держим долю в пределах 30 %. Правда, это в штуках. В деньгах существенно ниже — плюс-минус 10 %, а все остальное — это так или иначе китайцы. И это основание серьезно задуматься, куда мы идем и как будем приближаться к целям, поставленным Президентом нашей страны в части достижения технологического суверенитета и сокращения импортной зависимости.
То, что китайские машины фактически заполонили в том числе и московские улицы, объясняется не только успехами автозаводов Поднебесной, но и госпрограммами бюджетной поддержки Китая, которые касаются и экспорта, и грантов на развитие внутренних мощностей. Мне об этом говорили сами руководители компаний, но в последнее время детали господдержки автопрома в Китае стали засекречивать.
В пользу китайского автопрома играет и высокая ключевая ставка российского ЦБ. Сегодня дилерские центры предлагают автолюбителям кредиты — а 65–80 % наших автомобилей продается в кредит — по ставке от 24 % годовых. Китайские производители могут снизить эту ставку на 10 процентных пунктов, потому что «ключ» у них дома меньше 4 %. Это тоже один из факторов, который снижает спрос на российскую продукцию.
При этом мы сами не готовы работать на склад и при столь высокой ключевой ставке и падении спроса, к сожалению, будем вынуждены ограничивать наши производственные возможности.
— Мы благодарны и Правительству России, и отраслевому Министерству за эту меру. Она направлена на защиту интересов отечественных предприятий и всех, кто нацелен локализовывать здесь свою продукцию. Однако до 1 октября наблюдался массовый ввоз автомобилей китайских брендов. На границах стояли очереди из автовозов. По некоторым оценкам, дополнительно были завезены до 600 000 машин. При сегодняшнем темпе продаж этого запаса хватит до конца I квартала 2025 года. И это вызывает напряжение в балансировке наших производственных планов.
— Ментальная связь с «Ростехом» никогда не разрывалась: мы всегда чувствовали себя частью этой большой системы, которая помогала всему российскому автопрому — «Ростех» является в том числе акционером и «КамАЗа», и многих поставщиков автокомпонентов. В новой истории «АВТОВАЗа», с начала XXI века, госкорпорация сыграла ключевую роль. Я уверен, что если бы не «Ростех» и не личное внимание со стороны его руководителя Сергея Викторовича Чемезова, то «АВТОВАЗа» в роли флагмана российского автопрома уже бы не было. Во время побега иностранного акционера в 2022 году «Ростех» занял очень выверенную государственную позицию и помог нам своим решением в тот момент, когда было необходимо оперативно замещать пул иностранных поставщиков. И сейчас возврат «Ростеха» в число акционеров «АВТОВАЗa» стал восстановлением status-quo.
— Приятно, что за последние годы он помолодел, средний возраст — 41–42 года. Хотя по-прежнему превалируют мужчины, но число женщин — счастливых обладательниц LADA — тоже увеличивается. Мы предлагаем для клиентов новые продукты, внедряем инновационные достижения российских IT-разработчиков. В области мультимедиа среди отечественных автомобилей только модели «АВТОВАЗа» предлагают возможность общения с голосовым помощником «Алиса» и подключение различных сервисов «Яндекса». Постепенно развиваются и онлайн-продажи авто. Пока в пользу электронной коммерции сделали выбор только несколько сотен покупателей, но они тоже есть.
— Спорить не буду. Лучшим аргументом является статистика продаж LADA. Что касается нашего ИКС-дизайна, Vesta и весь модельный ряд, который следует за ней, все они в полной мере отражают современные стилистические тренды. Наши автомобили были разработаны с участием лучших дизайнеров мирового автопрома. Продолжением ИКС-дизайна стала и Iskra. А вот кроссовер класса С, который мы планируем показать в 2025 году, уже продемонстрирует новые шаги в развитии дизайна LADA.
Если говорить о технологической начинке, важно сопоставлять машины одного сегмента. В традиционном для нас B-классе автомобили «АВТОВАЗa» полностью соответствуют моделям и китайских, и других брендов, например «Солярису» или «Поло». Если потребителю завязать глаза и не сказать, в какой автомобиль он сел, он, поверьте, не почувствует существенной разницы. Это говорит о конкурентоспособности наших моделей и о том, что мы, изменив практически все за эти 2,5 года, не изменили требований к качеству нашей продукции.
— Начну не с технологического, а с финансового наследия. Нам от предыдущих акционеров осталась груженая тележка в 100 млрд рублей кредитов. Во времена, когда делались заимствования, сумма выплачиваемых процентов была вполне подъемная. С учетом новой ключевой ставки наша нагрузка за обслуживание долга составит около 20–25 млрд рублей в год. Это само по себе уже сдерживает движение вперед, но тем не менее объем нашей инвестпрограммы составляет беспрецедентные в новой истории «АВТОВАЗа» суммы — это сотни миллиардов рублей на ближайшую пятилетку.
Запланированные средства направляются именно на разработку новых моделей, силовых установок, узлов и агрегатов, модернизацию и развитие производственных мощностей. Помимо уже названных моделей, мы прорабатываем возможность создания минивэна на платформе «Весты» и перевод на электротягу некоторых текущих продуктов. Хотя уже заметно охлаждение рынка к чистым «электричкам» и мы прогнозируем, что мировой автопром будет развиваться по треку гибридных технологий, тем не менее «АВТОВАЗ» готов предложить покупателям электрические модификации. Компания обладает самым мощным центром инжиниринга в стране. Более того, мы открываем новые инженерные офисы. Сегодня передовые группы есть в Москве; в Санкт-Петербурге сформирована дизайнерская группа, которая работает в том числе и в партнерстве с Академией им. Штиглица.
Если говорить про технологическое оборудование, то среди российских промышленных гигантов мы — точно в числе лидеров. На некоторых наших линиях, например сварки, уровень роботизации достигает 85 %. Это очень высокий показатель по мировым меркам. На заводах доставку к конвейеру компонентов для сборки каждого автомобиля осуществляют беспилотные тележки. И это лишь малая часть примеров.
Мы по-прежнему сравниваем себя с другими предприятиями нашего предыдущего партнера и другими лидерами мирового автопрома. И точно не плетемся в хвосте. Это говорят все, кто приезжает на «АВТОВАЗ».
Компания, кстати, вошла в программу промышленного туризма и открыла доступ для всех граждан нашей страны в цеха и на конвейерные линии, чтобы все могли увидеть, как сейчас выглядит и как развивается «АВТОВАЗ», и разделить нашу гордость за это.
— Это тенденция последнего времени, которая пронизывает все отрасли. Тот бизнес, который проактивно не предвосхищает изменения, игнорирует инновации, — просто уходит в историю. Мы, например, прогнозируем, что искусственный интеллект и системы автономности будут играть все большую роль в эволюции автопрома, даже в сегменте B. Именно поэтому развиваем сотрудничество с лидерами IT-рынка — «Ростелекомом», «Сбером», «Яндексом» и другими российскими корпорациями. Партнерство создает синергию для прорыва и отстаивания конкурентных позиций в быстро меняющемся мире.
— Его количественные ориентиры может сформировать государство. Мы со своей стороны активно поддерживаем поправки к закону о такси, которые предложили депутат Владимир Гутенев и сенатор Андрей Кутепов. Эта регуляторная инициатива вполне в европейском стиле: даже в условиях открытого рынка Европейского союза правительства государств находили возможности для того, чтобы участники национального рынка такси отдавали приоритет местной продукции. Я считаю, что принятие такого закона позволит сформировать достаточно емкую нишу для LADA Aura. При этом сам автомобиль действительно конкурентоспособен. Не буду сравнивать его с Toyota Camry, но с точки зрения комфорта и пространства для пассажиров второго ряда — есть чем гордиться.
Законодательству, мотивирующему приобретать российские автомобили, необходимо касаться не только таксопарков, но и охватывать все госорганы, госкорпорации и компании с государственным участием. Если сейчас такая обязанность предусмотрена в 44-м Федеральном законе, то мы считаем, что эту меру надо распространить и на тех, кто живет по 223-му Федеральному закону.
— Компания столкнулась с жесточайшим санкционным давлением не только на своем рынке, но и с еще большим — на внешних. Практически все партнерские проекты, даже в странах ближнего зарубежья, встали из-за угрозы вторичных санкций. В первую очередь я имею в виду Казахстан и Узбекистан. Мы видим перспективы развития экспортной составляющей именно в восстановлении этих направлений. Если на рынке Белоруссии — несмотря на давление того же китайского автопрома и активную конкуренцию с BelGee — мы чувствуем себя уже достаточно уверенно, то другие страны СНГ пока в статусе потенциальных проектов для экспорта «АВТОВАЗа».
Однако, несмотря на трудности, отгрузки на экспорт идут: по итогам 2024 года рассчитываем выйти на объем 20 000 автомобилей. В 2025-м планируем еще на четверть увеличить этот показатель, и в трехлетней перспективе — восстановить тот экспортный объем, который был при прежних акционерах. Конечно, это гораздо меньше, чем в советский период, когда за границу поставлялись — фантастическая цифра — около 300 000 автомобилей в год. Только в Канаду уходило 5 000 автомобилей модели «Нива».
Сегодня интерес к нашей продукции проявляется со стороны совершенно новых рынков, хотя порой это создает дополнительное напряжение для нашего инжиниринга. Среди перспективных направлений видим и Латинскую Америку, и Африку, и Ближний Восток, и страны Юго-Восточной Азии. И конечно, стремимся восстановить поставки на наши традиционные рынки.
— Все экономические решения взаимосвязаны, и повышение ключевой ставки, которое имеет целью снижение инфляции, объективно увеличивает себестоимость продукции. На нашем примере: каждый автомобиль состоит из 2 000–2 500 узлов и агрегатов (если говорить о декомпозированной базе — это 4 500 деталей), в себестоимость каждого компонента вкладывается и стоимость денег, проценты по кредитам растут — и итоговая цена тоже.
Тем не менее пытаемся влиять на нее за счет повышения производительности труда, внедрения новых технологий. Недавно у нас состоялось подведение итогов производственного конкурса «Лучшие идеи 2023–2024 года» — наши сотрудники представили 172 идеи, общий экономический эффект от которых составил почти 2 млрд рублей.
Это очень значимо, но мы рассчитываем, что государство подставит плечо бизнесу, который производит локализованную продукцию и нацелен на выполнение президентской задачи по достижению технологического суверенитета. В этой непростой макроэкономической ситуации очень нужны компенсирующие механизмы на основе основополагающего принципа выделения бюджетной поддержки только за фактически достигнутые результаты локализации. Особенно промпредприятиям, имеющим высокую долговую нагрузку. Иначе поддерживать маржинальную финансовую модель и одновременно направлять серьезные средства на развитие будет невозможно.
— Сегодня «АВТОВАЗ» опирается на собственные кадры, мы стимулируем рост руководителей от линейного до высшего уровня. Весь состав правления, все топ-менеджеры — это так или иначе люди, которые исторически связаны с «АВТОВАЗом». Их основные качества — профессионализм, порядочность и умение работать в команде. Впрочем, этот принцип распространяется на всю многочисленную команду «АВТОВАЗа».
Мы вкладываем большие средства в развитие нашего коллектива, справедливо полагая, что это инвестиции в самое ценное, что есть у бизнеса, — в людей. В 2023 году эта сумма составила около 3 млрд рублей, включая средства на развитие социальной и рекреационной инфраструктуры. По итогам этого года будет уже около 4 млрд рублей.
В прошлом году мы отреставрировали LADA Парк в Тольятти, реконструировали или построили заново спортивные площадки, обустроили лыжные трассы. Мы стимулируем развитие спорта в нашем городе. Очень рады, что тольяттинская «Лада» снова играет в КХЛ и вышла в прошлом году в плей-офф кубка Гагарина. Поддерживаем команду гандболисток, тоже играющих под нашим брендом «Лада», шахматную федерацию и, конечно же, автоспорт.
Завершающийся год был очень успешен для нашей гоночной команды «Лада Спорт Роснефть». В РСКГ в классе «Суперпродакшн» заняли первое место, взяли бронзу в командном зачете в классе «Туринг»; триумфально вернулись в международную гонку «Шелковый путь» — завоевали «Белого тигра». И в личном зачете в кольцевых гонках наши пилоты тоже поднялись во многих классах на высшую ступеньку пьедестала.
По мотивам «Шелкового пути» в декабре на рынок выходит спортивный внедорожник «Нива Спорт». Под капотом будет наш собственный двигатель 1,6 литра, но доведенный до мощности 122 лошадиных сил. Будут другая подвеска, новый элементы жесткости кузова, но тем не менее это будет серийный автомобиль. Дочернее предприятие «Лада Спорт», выпускающее 5 000 автомобилей в год, помимо гоночных болидов для нашей спортивной команды, собирает целую линейку спортивных автомобилей, которые продаются в дилерских центрах. А в этом году открылись специализированные дилерские центры, которые торгуют только спортивными автомобилями бренда LADA на базе наших моделей.
— Если говорить о сегодняшнем дне, то ситуация также далека от зоны комфорта. Можно было бы отшутиться, что трудности только закаляют мужчин. Однако руководство крупнейшим промышленным предприятием нашей страны требует ежесекундного напряжения. Тем не менее стараюсь держать сложный баланс душевных и физических сил и чувствую себя счастливым человеком.
— Одно из основных качеств руководителя — умение принимать сложные решения и давать возможность команде генерировать такие решения. Оно базируется на жизненном опыте. В моем случае это не только работа на позиции министра транспорта Российской Федерации, но и, можно сказать, весь жизненный путь, начиная со школьной скамьи и ленинградского дворца пионеров (сейчас Санкт-Петербургский дворец творчества юных, в котором М. Ю. Соколов — член попечительского совета. — Прим. ред.). Мне также посчастливилось работать в команде Валентины Ивановны Матвиенко, и этот период самым существенным образом повлиял на формирование облика руководителя. До сих пор считаю Валентину Ивановну своим главным профессиональным наставником.
Двенадцать лет руководства кафедрой муниципального государственного управления в Санкт-Петербургском государственном университете дали возможность погрузиться в научный подход к современным технологиям менеджмента. Хотя сейчас гораздо меньше возможностей заниматься научной работой, тем не менее стараюсь читать лекции студентам и в родном для меня СПбГУ, и в других вузах. С удовольствием возглавил попечительский совет МАДИ, вхожу в попечительский совет ВШЭ. «АВТОВАЗ» вместе с Тольяттинским госуниверситетом выиграл грант Правительства Российской Федерации, заняв 6-е место среди проектов вузов по созданию передовой инженерной школы «Гибридтех».
Уделять внимание непрерывному обучению считаю принципиально важным. В прошлом году «АВТОВАЗ» восстановил добрую традицию еще советских времен, взяв шефство над 40 школами и всеми профильными средними специальными учебными заведениями Тольятти для того, чтобы воспитывать новое поколение профессионалов и лидеров. Формирование личности начинается в юные годы, и очень важно, что несмотря на большую производственную нагрузку, команда «АВТОВАЗа» уделяет работе с детьми, школьниками и студентами большое внимание.
— Преодоление — это ежедневная внутренняя работа, а главный вызов сегодняшнего дня один — развитие «АВТОВАЗа» и его уверенное движение вперед вместе со всей командой.