Максимальная близость к потребителю

В рамках New Retail Forum в Москве на 60 сессиях обсуждаются актуальные вопросы развития торговли в России. Специально для журнала «Компания» генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров выделил семь важнейших трендов развития отрасли в 2023 году. 

1. Онлайн прежде всего

Процесс омниканальной трансформации завершился. Наши исследования показывают, что покупатели отдают предпочтение именно тем ритейлерам и брендам, которые могут обеспечить качественный опыт коммуникации и сервис в онлайне. Сколь бы ни был хорош ритейлер в офлайне, но если его онлайн-процессы недостаточно удобны и эффективны, то покупатель переключается на конкурента, способного его удовлетворить прежде всего в онлайне. Этот вывод одинаков как для сегментов, где доля онлайн-покупок превышает 40%, например электроники и бытовой техники, так и для продуктов питания или аптек, где доля онлайна в 2023 году составляет всего 3,8% и 14% соответственно. Основной вопрос ближайших лет — какова рациональная доля онлайна для каждого из сегментов, в какие е-сom-форматы и бизнес-процессы необходимо инвестировать, чтобы не потерять покупателя.

2. Маркетплейсы диктуют условия

Параллельный импорт разрешил актуальную для 2022 года проблему нехватки товаров. Основным бенефициарами параллельного импорта и создания новых брендов стали маркетплейсы. Всем остальным игрокам важно внимательно следить за тем, как маркетплейсы стимулируют спрос на товары различных марок, развивать продажи на маркетплейсах, находить инструменты контроля за реализацией продукции на внешних площадках. По оценкам INFOLine, проникновение онлайн-продаж в розничный товарооборот в этом году вырастет на 4 процентных пункта, до 17,4%, а в 2024-м — до 21,2%.

3. Новые имена

Бренды, ушедшие с российского рынка, быстро потеряли интерес со стороны покупателей, их место тут же заняли новые игроки, где опять-таки важнейшую роль и в запуске, и в маркетинге новых брендов играют маркетплейсы, агрегируя усилия как крупнейших ритейлеров, так и малого бизнеса.

4. Не только цена

Рынок смещается в сторону конкуренции на основе эксклюзивных предложений. Недостаточно предложить собственно товар по самой выгодной цене — выигрывают компании, способные создать бренд и поддержать коммуникацию с покупателем.

еще по теме:
«Дамы хорошего уровня дохода достают из закромов брендовые вещи»
Уход из России люксовых марок способствует процветанию ресейл-платформ, хотя обычные секонды уже ощутили на себе падение спроса
Секонд

5. Конкуренция выше

Ритейл-рынок сжимается. За первую половину 2023 года розничный товарооборот увеличился лишь на 1,1%. При этом онлайн-канал продолжает уверенный рост, по итогам 2023 года ожидается прибавка в 39–40%, где основным драйвером роста являются маркетплейсы и e-grocery-компании (торгующие через интернет товарами повседневного спроса — Прим. Ред.).

6. Ритейлер-кредитор

Снижение доходов населения и растущая инфляция привели к росту популярности кредитных продуктов для покупателей, которые предлагают ритейлеры. И вновь в лидерах оказываются маркетплейсы, которые совершенствуют не только платежные, но и кредитные сервисы для аудитории.

7. Максимально близко к покупателю

Россия — страна Пунктов Выдачи Заказов, обеспечивающих максимальную близость к покупателю. Офлайн-ритейлеры для возврата покупателей в магазины должны и будут развивать click & collect / pickup from store — путь, по которому пошли западные рынки (гибридная модель торговли: выбор товара онлайн и получение его в магазине — Прим. Ред.). Или же изобретать варианты уникальных сервисов, мотивирующих прийти в точку продаж. Unit-экономика (доходность с одного продукта или клиента — Прим. Ред.) исполнения заказов и вопрос о том, кто будет платить за экспресс доставку, — один из важнейших для омниканальных ритейлеров.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции