МАКСимальный год

25.08.200300:00

Международный авиационно-космический салон (МАКС) в подмосковном Жуковском неожиданно стал одним из главных событий мировой авиапромышленности. МАКС проводится каждые два года начиная с 1993-го. И впервые он оказался представительнее знаменитого французского авиасалона в Ле Бурже.

Правда, такую ситуацию можно назвать случайной. Американцы бойкотировали французский авиасалон в знак протеста против жесткой позиции Франции в отношении антииракской кампании США. А российские предприятия, в свою очередь, опасались ареста самолетов по искам швейцарской фирмы Noga – правительство Франции не смогло гарантировать неприкосновенность их имущества.

Всего в МАКС-2003 участвовали 422 российских и 115 иностранных компаний, которые представили 167 самолетов и вертолетов. Впервые в России был показан и знаменитый американский бомбардировщик B-52.

Похоже, рекордным нынешний МАКС окажется и по числу подписанных контрактов. Так, в первый же день авиакомпания «Трансаэро» подписала соглашение о финансовом лизинге на 15 лет четырех самолетов Ту-204-300. Соберут их на ульяновском заводе «Авиастар-СП». Лизингодателем выступила фирма «Ильюшин Финанс», подконтрольная Национальному резервному банку. А первым межгосударственным контрактом стало соглашение между Харьковским государственным авиапромышленным предприятием, самарским авиазаводом «Авиакор» и авиакомпанией «Самара». По этому соглашению в следующем году «Авиакор» произведет и поставит «Самаре» два региональных самолета Ан-140.

Даже милиция порадовала авиастроителей. Министр внутренних дел Борис Грызлов заявил, что собирается купить для своего ведомства несколько вертолетов Ка-226.

Но звездой выставки все же осталась компания «Ильюшин Финанс». «Красноярские авиалинии» объявили о намерении при поддержке этого предприятия взять в лизинг один Boeing 767 и один Ту-204. Кроме того, «Ильюшин Финанс» собирается уже в 2004 году поставить ульяновской авиакомпании «Волга-Днепр» два самолета Ил-76 с двигателями ПС-90 и – несколько позже – еще шесть грузовых машин Ил-96-400.

Тем не менее, как полагает глава российской Ассоциации авиационных грузовых перевозчиков Анатолий Кондратьев, МАКС до сих пор остается «мероприятием рекламным», и преждевременно делать выводы о том, что подписанные там контракты демонстрируют реальное оживление в отечественном авиастроении. «У меня вопрос вызывает даже слишком большая активность «Ильюшин Финанс», – заявил Кондратьев корреспонденту «Ко», – если механизм лизинга в стране отлажен, то почему контракты заключает только одна компания?».