Top.Mail.Ru
архив

Маленький секрет для большой компании

Когда закуска стынет, а до прихода гостей остается полчаса, вы заглядываете в бар и… понимаете, что пить-то нечего. Неужели вечеринка накрылась? Тонкий знаток застольных тонкостей Андрей Макаревич предложил как-то в своей программе «Смак» такой выход из подобного рода ситуации: спускаетесь в ближайший винный магазин и берете любое – пусть даже самое дешевое – белое вино. Дома переливаете его в графин и предлагаете голодным гостям как нечто марочное и буквально «эксклюзивное», приговаривая при этом что-то типа: «Чувствуешь эту легкую кислинку? Да-да, это та самая вишневая косточка, которая особо заметна в вине урожая именно этого года…»

Безусловно, покупка вина для шумной компании имеет свою специфику (именно вина – компании, довольствующиеся водкой, объектом данного исследования не являются). Самое главное – решить, сколько взять, чтобы всем хватило и потом не пришлось «посылать гонца». Мнения специалистов по этому поводу расходятся. Некоторые считают, что исходить надо из расчета n/1, где n – количество гостей. Другие считают, что n/2 + 1, и при этом из числа n советуют вычесть трезвенников, язвенников, беременных женщин и водителей транспортных средств. (Важное замечание: следите за тем, чтобы n было не меньше 2). Определившись с количеством бутылок, можно отправляться в магазин – например, в один из супермаркетов сети «Седьмой континент» (20 магазинов), «Перекресток» (26 магазинов), «Рамстор» (9 магазинов), «Азбука вкуса» (4 супермаркета и 2 специализированных винных магазина) или в «Ароматный мир» (имеет 24 специализированных винных супермаркета). Можно, конечно, посетить винный бутик, но это уже другая история…

 

ПЗ С чем вы встретитесь в магазине

Не менее 10% площади любого неспециализированного супермаркета занимает винный отдел. Центральное место на полках традиционно отведено французским винам. Примерно в 2 – 4 раза меньше бутылок из Италии и Испании (вина этих стран, как правило, делят второе и третье места, а их ассортимент зависит от магазина). Приличное пространство, скорее всего, будет отдано винам из Чили, Аргентины, Южной Африки, Австралии и Новой Зеландии. И это не только дань моде – вина Нового Света отличает оптимальное соотношение цена/качество. Далее следует Германия, правда, тех, кто перерос уровень «Молока любимой женщины» (популярное в начале 90-х полусладкое вино Liebfraumilch, которое продавали в любом ларьке) вряд ли порадует выбор. Несмотря на то что немецкие рислинги хорошо продаются во всем мире, отношение к немецкому вину в России серьезно испорчено. Из-за этого многие компании прекратили импорт вина из Германии. Хотя, по словам продавцов винных отделов, до сих пор немало людей, предпочитающих дешевые полусладкие немецкие вина.

Американские вина составляют совсем небольшую долю в ассортименте. Тем не менее пузатые кувшины калифорнийского PaulMasson могут встретиться практически в любой лавке. Но что-нибудь другое – например, Kendal-Jackson или OpusOne, найти будет труднее.

Ни один винный отдел не обходится без напитков из Грузии и Молдавии. По словам менеджеров супермаркетов, расположенных на окраинах Москвы, эти страны зачастую лидируют среди остальных. Однако тут легко обмануться. Любители грузинских вин могут пасть жертвой глиняных кувшинов (в них может оказаться некачественное вино, поскольку, по мнению экспертов, такая посуда не предназначена для его хранения), а в случае с Молдавией – красивых бутылок. Красивая этикетка и бутылка не всегда обещают качественный продукт внутри. Скорее всего, наоборот.

Конечно, есть еще вина из Болгарии (в этом случае надо внимательно смотреть на цену: хорошее болгарское вино не может продаваться по цене водки), Венгрии (кстати, известное российскому потребителю «Токайское» подходит не ко всякому столу) и экологически чистое вино из Израиля. Последнее нередко представлено несколькими позициями, среди которых всегда найдется сладкое красное Sacramental (вино для причастия).

 

ПЗ: Что покупать и почем

Один мой знакомый считает, что для хорошего застолья необходимо, чтобы сумма денег, потраченная на выпивку, как минимум равнялась сумме, потраченной на закуску. А лучше, превышала ее. (Правда, эта формула появилась в те времена, когда «поллитра» водки стоила 3,62 руб. а килограмм колбасы 2.20 руб.). Исходя из этого, можно планировать «винный бюджет» и сегодня.

Если вы не собираетесь покупать красное «Арбатское» (речь все-таки идет о качественных недорогих винах), то надо быть готовым выложить за одну бутылку как минимум от $6 до $8. По мнению специалистов, в эту ценовую категорию идеально вписываются вина Нового Света. Например, по словам менеджеров компании Whatehall, «вы можете купить приличное чилийское вино по цене от 170 руб. за бутылку, а от вина за 300 руб. можно получить огромное удовольствие». Во всяком случае, французское вино такого же класса будет стоить как минимум в два раза дороже.

По словам специалистов из компании «Винланд» (она специализируется на поставках вина из Италии), «$7 у нас стоит самое дешевое вино и его уже практически нет, но если вы готовы потратить $9 – 10, то у вас будет большой выбор». (В этой ценовой категории у «Винланда» 15 наименований). Примерно то же самое можно сказать и о винах из Испании. Однако таких денег не хватит на бутылку приличного французского вина. «Ну, при желании можно, конечно, купить французское столовое вино (самого низкого качества) и за 150 руб., – заметил продавец одного винного отдела. – Но бутылка серьезного французского вина будет все-таки стоить не меньше $14».

Надо заметить, что многие магазины предоставляют скидки при покупке большого количества бутылок. Во многих супермаркетах предусмотрены также и сезонные снижения цен перед Новым годом. Однако не стоит рассчитывать на оптовые скидки в недорогих магазинах. «Им не всегда это выгодно, – пояснили в компании «Винланд». – Например, итальянское Valpolicella мы продаем по $7,06 (это 228 руб.), а в сети «Ароматный мир» (которая славится низкими ценами на алкоголь) оно продается уже по 240 руб.».

Поскольку не все магазины предоставляют скидки и устраивают сезонные распродажи, то серьезно сэкономить на покупке вина можно, если обратиться к поставщику. (По мнению экспертов, магазины «накручивают» до 60% на оптовую цену бутылки). Его имя, адрес и телефон всегда имеются на обратной стороне бутылки. Почти в каждой компании вам продадут как минимум ящик вина (шесть бутылок) по отпускной цене и не исключено, что даже доставят по адресу. Причем в компании «Вагр» сообщили, что готовы продать и доставить даже одну бутылку, если ее цена будет выше $100. Хотя заметили, что обычно клиент может рассчитывать на бесплатную доставку при сумме заказа от $150.

Если вино довольно дорогое, то «вилка» – разница между оптовой ценой и розничной – будет несущественной (считается, что магазинам невыгодно сильно завышать стоимость дорогого вина, поскольку оно и так плохо продается). Однако при покупке у оптовика вина из ценовой категории $10 – 20 можно сэкономить от $3 до $6 за бутылку. По словам Елены Порман, менеджера компании «Вагр», «покупая у нас ящик вина по $10, вы заплатите $60, а в магазине – $90».

Еще одна деталь. Далеко не все магазины имеют склады, оборудованные специально для хранения вина. «Нам иногда приходится забирать вино из магазина, когда мы видим, что оно неправильно хранится», – огорчаются специалисты одной винной компании, пожелавшей остаться неназванной. А покупая вино непосредственно у поставщика, вы гарантированно не станете жертвой обмана.

Еще по теме