«Малыши» поддержат рынок
15.06.200900:00
Падение продаж ноутбуков, ставшее следствием финансового кризиса, заставляет изготовителей изыскивать новые пути к сердцам покупателей. Все чаще основным критерием при выборе ноутбука становится не его производительность, а цена. Именно благодаря невысокой стоимости сегмент нетбуков станет основным драйвером роста рынка в текущем году, уверены эксперты.
По данным компании ITResearch, продажи ноутбуков в российских дилерских сетях в I квартале этого года сократились на треть. Принимая во внимание, что последний квартал прошлого года показал падение продаж на 37%, можно говорить о том, что рынок стал меньше практически в два раза. Аналитики Gartner приводят аналогичные данные: по их подсчетам, объем поставок персональных компьютеров дистрибьюторам в России в I квартале 2009 года составил 1,2 млн штук, что на 46,8% меньше показателя за аналогичный период 2008-го. Сильнее всего пострадал корпоративный сегмент - здесь поставки упали на 49%. При этом в ITResearch указывают на то, что объем рынка в денежном выражении сократился сильнее, чем в "штучном", так как падение объемов продаж сопровождалось снижением средней стоимости проданного ноутбука. Средняя цена ноутбука в I квартале 2009 года оказалась на $210 ниже, чем год назад. По данным компании "Эльдорадо", ко II кварталу 2009 года, по сравнению с показателями 2008-го, средняя стоимость ноутбука снизилась на 7%, до $677. "Финансовый кризис внес достаточно серьезные коррективы в структуру спроса. Существенно возрос спрос на мобильные устройства низшего ценового диапазона (до 21 000 - 22 000 руб.). Из-за этого практически нивелировалась разница в цене между ноутбуками начального уровня и так называемыми нетбуками", - подтверждает менеджер по маркетингу продукции "Персональные системы" компании Fujitsu Сергей Грибанов. "В современных условиях, когда потребители стали гораздо более чувствительны к ценам, выигрывает тот, кто сможет предложить наилучшее качество и функционал по приемлемой стоимости", - добавляет генеральный менеджер представительства Dell в России Михаил Заскалет.ЧУТЬ БОЛЬШЕ СМАРТФОНА
В отличие от сегмента ноутбуков, продажи в котором падают, повышенным спросом у потребителей пользуются нетбуки (данные по ним в упомянутые выше исследования не входили). По оценкам специалистов компании IDC, в нынешнем году по всему миру будет реализовано около 26,4 млн мини-ноутбуков. Ранее эксперты называли другую цифру - 22 млн единиц. Если ожидания IDC оправдаются, рост спроса на нетбуки в нынешнем году достигнет 127%, по сравнению с прошлым годом, когда по всему миру было продано приблизительно 11,5 млн подобных устройств. Основные достоинства нетбуков - компактность, маленький вес, значительное время автономной работы и относительно небольшая цена, как правило, не превышающая $500. Но за малогабаритность и невысокую цену приходится платить потерей производительности. С другой стороны, такому "малышу" зачастую без надобности иметь высокие показатели быстродействия, ведь их чаще всего используют не в качестве замены настольному компьютеру, а как более продвинутую альтернативу смартфонам и карманным компьютерам. "Компании направили свои маркетинговые усилия на продвижение нетбуков, активно развивают продажи в этом сегменте", - отмечает управляющий партнер компании Most Marketing Виктор Ларионов. "Продажи нетбуков в нашей сети активно растут, поэтому мы обращаем внимание на это направление. Думаю, причина не только в их формате, но и в том, что цена сопоставима со смартфоном или коммуникатором", - говорит Наталья Аристова из "Евросети". "Мы убеждены, что сегмент нетбуков будет основной составляющей роста доли ноутбуков на рынке в 2009 году. При этом потребитель ожидает получить больший формат экрана, новейший дизайн и лучшие характеристики портативности", - полагает региональный директор по развитию бизнеса Packard Bell Вячеслав Иващенко. Однако Сергей Грибанов из Fujitsu считает, что в современных условиях не стоит концентрироваться на каком-либо отдельном продукте или группе продуктов: "Необходимо максимально оперативно реагировать на запросы клиентов и изменения спроса на рынке, искать новые ниши и предлагать те продукты, которые способны удовлетворять потребности пользователей".НЕ ПОПАДАЮТ ПО КЛАВИШАМ
Несмотря на опережающий рост продаж и хорошие перспективы, сегмент нетбуков мало востребован в корпоративной среде. Казалось бы, благодаря мобильности данного устройства его можно легко переносить, скажем, из офиса к месту расположения заказчика. Но на поверку оказывается, что удобство транспортировки не играет такой уж большой роли. В корпоративной сфере важна производительность, а вот здесь нетбуки как раз и подводят. И дело даже не столько в возможности установки специализированных графических программ, сколько в банальном удобстве набора текста. Не секрет, что в угоду миниатюрным размерам производители жертвуют не только производительностью, но и размерами клавиатуры. Наверняка многим приходилось сталкиваться с тем, что во время набивания текста на нетбуке появляется много опечаток, да и вообще маленькие размеры экрана делают весьма сложной работу с большими массивами информации. Что касается вычислительной мощности для работы с ресурсоемкими операционными системами, такими как, например, Windows Vista, то "малыш" здесь явно пасует перед своими "старшими собратьями". Цена оборудования для корпоративных клиентов в условиях кризиса, конечно, имеет значение, но предприятиям гораздо важнее получить максимальную отдачу от вложенных в оборудование денег. Когда же дело доходит до нетбуков, то эффективность зачастую оказывается не столь существенной, как и экономия.Но компании могут попытаться сэкономить на обслуживании приобретенной техники, тем самым компенсировав часть расходов на ее покупку. "Приоритетным направлением сегодня является развитие инфраструктурных решений и расширение сервисного портфеля", - говорит представитель Fujitsu. Если речь идет о персональных системах, скажем, о необходимости поменять в офисе ноутбуки, то убедить в этом заказчика действительно сегодня очень непросто, ведь сейчас у корпоративных клиентов каждая копейка на счету. "Но когда речь заходит о приобретении новых решений, позволяющих существенно экономить на эксплуатационных расходах, мы встречаем гораздо больше понимания. Мы уже реализовали несколько проектов в ряде крупных европейских банков - взяли на себя обслуживание и эксплуатацию их IT-инфраструктур, причем в этих инфраструктурах установлено оборудование разных вендоров, не только Fujitsu", - отмечает Сергей Грибанов. Оказалось, что заказчикам обслуживание внешними специалистами обходится намного дешевле, чем если бы они делали это сами.
СУТКИ НАПРОЛЕТ
Многие эксперты сходятся во мнении, что нетбуки - это некий гибрид, переходный этап к совершенно новому устройству, которое в скором времени появится на рынке и станет соперничать не только с классическими ноутбуками, но и с нетбуками. Например, в Intel полагают, что в ближайшие месяцы спрос на нетбуки на основе Atom несколько упадет в связи с появлением ультратонких лэптопов, оснащенных так называемыми CULV-процессорами нового поколения со сверхнизким энергопотреблением. Такие ноутбуки составят конкуренцию как дорогим нетбукам в ценовом сегменте от $600 до $800, так и бюджетным ноутбукам. Некоторые эксперты считают, что к началу следующего года на долю CULV-ноутбуков будет приходиться до 30 - 33% от общего объема продаж портативных компьютеров. Первые решения на основе CULV-процессоров, как ожидается, начнут поступать на рынок уже в ближайшие месяцы. Следующим шагом должно стать снижение энергопотребления экрана, в частности, сначала планируется перейти на LED-, а затем и на OLED-дисплеи. Они позволят существенно экономить энергию, поскольку не требуют фоновой подсветки. В итоге должен появиться продукт, сопоставимый по размерам с обычными ноутбуками, но обладающий отдельными характеристиками нетбуков и, в частности, значительным временем автономной работы и малым весом. В перспективе возможно создание мобильного компьютера, который мог бы работать без подзарядки сутки. Но, как и у нетбуков, он, скорее всего, уже не будет оборудован DVD-приводом и классическим для ноутбука "винчестером". В массовую продажу подобные устройства поступят не ранее второй половины следующего года. Пока же, согласно недавно опубликованному отчету Intel, продажи нетбуков в Европе достигли 20% от общего объема отгрузок переносных систем. Но в Intel предполагают проявление обратной тенденции во второй половине текущего года: новые модели ноутбуков, отдельными характеристиками похожие на описанный ранее прототип, начнут вытеснять с рынка нетбуки. Эксперты ожидают в скором времени появления на рынке относительно недорогих ультратонких полнофункциональных ноутбуков. Пусть они пока не могут работать сутки напролет без подзарядки, но будут легкими, производительными и дешевыми. Возможно, именно они станут пионерами нового направления в портативной технике.