Мания качества
Пресловутая система управления качеством по принципу «шесть сигм» напоминает теорию относительности Эйнштейна. Многие о ней слышали, но мало кто может рассказать, что это такое. Вероятно, виной всему математика. Американцы Питер Пэнди и Ларри Хольп, задавшись целью написать доступную по содержанию книгу про «шесть сигм», не смогли обойтись без цифр и формул. В системе, разработанной в 1980-е годы компанией Motorola, каждая сигма означает определенное количество дефектов на миллион единиц продукции. Так, управление качеством на уроне одной сигмы означает, что на миллион деталей приходится 690 000 деталей бракованных. На уровне 6 сигм из миллиона находят только три детали с дефектами.
Пэнди и Хольп трактуют брак шире – это может быть дурно оказанная услуга, опоздание в доставке и т.д. «Если перейти от трех сигм к четырем, ваше подразделение сэкономит сто миллионов», – утверждают авторы, убеждающие читателя, что это не просто система контроля, а «философия совершенства». Описываемый ими метод напоминает ролевую игру. Менеджеры получают условные черные и зеленые пояса (как у дзюдоистов), объединяются в команды и рисуют блок-схемы. Процедура решения проблемы у них называется DMAIC (аббревиатура английских слов «определяй», «измеряй» «анализируй», «совершенствуй» и «проверяй»). Можно ли с помощью этих вещей заработать $100 млн? Бывший глава General Electrics Джек Уэлш уверяет, что можно. В 1999 году благодаря «шести сигмам» GE сэкономила целых $2 млрд.
Питер Пэнди, Ларри Хольп. Что такое «шесть сигм». – «Альпина Бизнес Букс», 2004.