Маркетинговый камень
Если роман «Господь – мой брокер» и содержит богохульства, то не в адрес «Того, Кто дает нам Жизнь». По крайней мере главному герою монаху Запу его «брокер» помимо жизни подарил еще и несколько миллионов долларов, помог избавить родной монастырь от банкротства, а также избежать тюрьмы и навязчивого внимания со стороны ватиканских хранителей веры и сицилийских мафиози. При этом рассказ о приключениях монахов, изготавливавших вино, «сильно отдающее смесью виноградного напитка с аккумуляторной кислотой», Зап перемежает молитвами, «рыночными медитациями», роднящими роман как с произведениями Умберто Эко или Артуро Перес-Реверте, так и с опусами различных маркетинговых гуру, вроде Дейла Карнеги или Наполеона Хилла.
Конечно, кого-то могут шокировать рассуждения брата Запа о том, что Бог как «хороший коммерческий директор» должен «выплачивать своим служащим премию». Но едва ли верующий человек, привыкший думать о Боге исключительно в превосходной степени, станет оспаривать эти тезисы по существу. Зато поклонникам упомянутых Дейла Карнеги, Наполеона Хилла, Дипака Чопры и проч. впору предать эту книгу анафеме: над их идолами никто еще так не надругался. Хотя любой «владелец заводов, газет, пароходов», сколь бы циничен он ни был, прекрасно осознает, в Чьих руках его успех. Поэтому так велики объемы частных пожертвований в пользу разных конфессий. Поэтому ни один миллиардер не станет делиться с широкой публикой секретами своего благосостояния.
А тот, кто это делает, на самом деле просто зарабатывает деньги на миллионных тиражах, раскупаемых обделенными фортуной обывателями. Как показывает книга «Господь – мой брокер», именно в этом и заключается истинный секрет маркетинговых гуру. Содержание их произведений здесь ни при чем.
Кристофер Бакли, Джон Терни «Господь – мой брокер». Издательство «БСГ-Пресс», 2003.