Top.Mail.Ru
рынки

Маркетплейсы приравняют к торговым сетям

Фото: Sergey Elagin / Business Online / Global Look Press Фото: Sergey Elagin / Business Online / Global Look Press

Минпромторг предложит приравнять маркетплейсы к торговым сетям. Им намереваются запретить привлекать к работе самозанятых. Об этом говорится в законопроекте, который будет регулировать работу маркетплейсов. Его разработали в Минпромторге. 

В ведомстве изданию , сообщают «Ведомости» подтвердили, что названные инициативы обсуждаются, но не уточнили, когда документ планируется внести в Госдуму или обсудить с ее профильными комитетами. По словам представителя Минпромторга, работа над «комплексной редакцией» законопроекта ведется вместе с депутатами и сенаторами. С кем именно обсуждается законопроект, он не уточнил.

В ведомстве намерены с помощью нового закона упорядочить работу маркетплейсов с контрагентами и усилить контроль за оборотом контрафакта и фальсификата. Законопроект предполагает внесение правок в закон о торговле и в закон «О защите прав потребителей». В соответствии с документом маркетплейсы определяются как «цифровые площадки розничной торговли и предоставления услуг».

Маркетплейсам запретят привлекать к работе самозанятых, и им же самим придется «принимать меры», чтобы россияне, безосновательно получившие статус самозанятых, не могли торговать на площадке: самозанятые не могут быть предпринимателями, перепродающими товар, они должны производить его сами. Соответствующее регулирование, считают в Минпромторге, позволит «внести больше ясности и прозрачности» в работу маркетплейсов и их контрагентов.

Отмечается, что подобный законопроект о регулировании работы маркетплейсов прежде представили глава комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов и председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Они же участвуют в подготовке законопроекта Минпромторга.

Сотрудник маркетплейса пояснил СМИ, что площадки чаще всего привлекают самозанятых для подработки в логистике — например, для разгрузки или как водителей. Как заявила советник «МЭФ Legal» Оксана Павлухина, если закон примут, непонятно, где площадки будут искать столько специалистов, готовых работать на таких вакансиях по трудовому договору.

Позицию министерства по вопросу о самозанятых пояснил ведущий аналитик направления «Логистика» Data Insight Сергей Семко. По его словам, Минпромторг намерен исключить схему, когда площадки заставляют сотрудников оформлять самозанятость. Так бизнес не платит соцвзносов и имеет пониженную налоговую ставку в 6%. Семко указал, что в условиях нехватки кадров идея дополнительных ограничений в найме ему кажется непродуктивной.

По мнению главы совета по электронной коммерции при Торгово-промышленной палате РФ Алексея Федорова, проверять добросовестность самозанятых должны не маркетплейсы, а выдающие этот статус органы. Он считает, что площадки не смогут оценивать, сделал ли самозанятый товар самостоятельно или купил в Китае.

Также по проекту Минпромторга пункты выдачи заказов признают торговыми объектами. Иными словами, маркетплейсы станут торговыми сетями, поскольку сетью считается «совокупность двух и более торговых объектов» под одним брендом. Аналитик Семко считает, что такой подход не учитывает специфику работы электронной торговли. «В ПВЗ не хранятся запасы товаров — там только конкретные заказы конкретных покупателей», — пояснил он.

В случае уравнивания с торговыми сетями, маркетплейсы попадут и под требование не занимать более определенной доли рынка в регионах. По мнению экспертов, главный смысл ограничения доли федеральных сетей в регионах в том, чтобы местные сети имели защиту от крупных игроков. Однако ограничение развития федеральных маркетплейсов сделает невозможным бюджетную покупку в регионе. От этого пострадают жители регионов, уверен он.

Юрист «Щекин и партнеры» Артем Кушнир подчеркнул, что признание пунктов выдачи товаров торговыми объектами заставит владельцев этих пунктов уплачивать налог на имущество по кадастровой стоимости.