Марки пахнут
Издательский центр «Марка» выпустил круглые почтовые марки с изображением земляники, дыни, яблока, груши и ананаса. Каждая марка покрыта клеем с запахом соответствующего фрукта. По данным «Моспочтамта», уже на второй день продажи таких марок на 20% опередили продажи обычных почтовых знаков.
Центр «Марка», подчиняющийся Минсвязи, является единственным предприятием на территории России, которое имеет право печатать знаки почтовой оплаты. Ежегодно он выпускает около 1 млрд обычных марок с различным номиналом. Они приносят около 1,5 млрд руб. дохода. Художественные марки для коллекционеров выпускаются тиражом 20 млн в год и приносят казне еще около 200 млн руб. «Динамика продаж за последние годы стабильна, – рассказывает зам. гендиректора «Марки» Вадим Бехтерев. – Довольно заметный провал был в 1991 – 1994 годах, когда рухнула система абонементной продажи марок. Коллекционеры не могли через каталоги заказывать новые серии. Но после того как мы восстановили эту систему реализации, спрос вновь вырос».
Филателия развивается волнами. В 1994 – 1996 годах бум на российские марки случился в Китае, Таиланде, Корее, но затем пошел на спад. Сейчас возрождается интерес в Европе. В самой России сегодня около 100 000 филателистов, из которых около 30 000 покупают все марки, которые выходят по абонементу. Марки продаются в 1500 отделениях связи. Некоторые темы – космос, фауна и флора, спорт, живопись – пользуются стабильной популярностью, другие – «Регионы России», «История Российского государства» – вошли в моду в последние годы.
Совместно с почтовыми администрациями других стран «Марка» издала восемнадцать выпусков марок. Изображение на таких марках одинаковое, а название страны и служебные надписи выполнены на языке издателя. Вместе со Швейцарией были отпечатаны две марки, посвященные переходу Суворова через Альпы, с Израилем – переводу А. Шленским «Евгения Онегина» на иврит. Сейчас готовится совместный проект с Ираном.
«Марка» печатает массовую продукцию на «Гознаке», а наиболее оригинальные серии – во французской типографии CartorSecuritePrinting, которая оснащена современным технологическим оборудованием. Первый опыт сотрудничества «Марки» с этой типографией относится к 2001 году, когда были отпечатаны марки с российской государственной символикой, тисненной 22-каратным золотом. Другим оригинальным совместным проектом стала печать блока марок, посвященных победе наших теннисистов на Кубке Дэвиса. Сам кубок был выполнен с помощью тиснения серебром, а в изображении покрытия использовался подлинный грунт с покрытия корта, на котором победили Михаил Южный, Марат Сафин и другие наши спортсмены. Французы специально собрали 10 кг покрытия, размельчили его и припечатали к почтовому блоку.
Не все художественные серии рассчитаны на филателистов. Серия, посвященная мотоциклам, в специальной упаковке по замыслу маркетологов «Марки» была адресована всем любителям мототранспорта. «Ежегодно мы делаем около 40 таких наборов», – говорит Вадим Бехтеров.
При этом центр «Марка» не берет коммерческих заказов на изготовление специальных серий. Жесткие требования Всемирного почтового союза запрещают использовать марки в качестве носителя любой рекламы.