Марш турецкого

27.06.200500:00

Россияне любят отдыхать в Турции, турки любят в России работать. Их бизнес здесь успешен – иначе все новые отряды не стремились бы в СНГ по следам первопроходцев.

Недавно Enka стала генподрядчиком строительства многострадального Шереметьева-3, затраты на которое оцениваются в $430 млн. По словам представителей авиакомпании, из 15 претендентов тендера Enka выдвинула самые оптимальные условия: уже в октябре 2007 года «Аэрофлот» должен начать работать в новом авиатерминале. «Сводить причины выигрыша Enka исключительно к кулуарным договоренностям я бы не стал, – говорит Алексей Аверьянов, гендиректор Vesco Consulting. – Нельзя забывать, что компания является одним из самых профессиональных девелоперов на московском рынке».

«Турецкие строительные компании строят быстрее и качественнее, чем наши, и при этом умеют находить общий язык с чиновниками. Возможно, этому способствуют восточные традиции. Кроме того, они строят дешевле, чем западные фирмы, – говорит Анна Ширяева, генеральный директор компании «Магазин магазинов». – Стоит добавить, что, когда вы работаете с западными подрядчиками, то получаете только западный менеджмент, а строители – либо наши, либо те же турки или молдоване. Турецкие же компании делают все сами». Туркам понятны российские правила игры. Enka, например, не смущает, что окончательная схема финансирования проекта «Ш-3» и структура его акционеров еще не утверждены.

К тому же в России турки чувствуют себя европейцами. «Если в Европу в условиях жесточайшей конкуренции и преодоления искусственных барьеров турецкие компании пробивают дорогу с трудом, то выход на российский рынок для них оказался намного проще», – говорит Константин Романов, директор отдела консалтинга компании Knight Frank. Первой прозападной сетью в России стал турецкий «Рамстор» (принадлежит Enka и корпорации Koc).

Турки молча делают то, что боятся делать европейцы. Именно они, например, по франшизе откроют в Москве первый магазин M&S. Александр Трындин, коммерческий директор одежной сети «Вещь!», отмечает, что турки активно следят за ситуацией в Европе, смотрят, какие из форматов не представлены в России, какие сети не собираются выходить самостоятельно, и либо берут франшизу, либо копируют формат.

Практически все турецкие компании, ведущие бизнес в России, успешны. «Пивоварня Москва-Эфес» холдинга Efes Breweries International, входящего, в свою очередь, в Anadolu Group, сейчас расширяет свой завод в Ростове-на-Дону, мощность которого должна вырасти на 35%. Кроме того, запланировано втрое увеличить мощность пивоварни в Уфе. Если в 1999 году доля «Пивоварни Москва-Эфес» на российском пивном рынке составляла всего 0,7%, то за первый квартал 2005 года, по данным UFG, – уже 6,4%. Когда турецкая компания Vestel, владеющая заводом в Александрове, заявила о планах по завоеванию 10% рынка крупной бытовой техники, конкуренты отнеслись к этому скептически – мол, доверие к турецким брендам невысоко, и компании придется выставлять на свои телевизоры минимальную цену. По итогам 2004 года Vestel контролирует уже 5% рынка телевизоров, а на следующей неделе начнется строительство во Владимирской области завода по производству техники другой турецкой марки – Beko. Похоже, секрет успеха турецких компаний один: оптимальное соотношение цены и качества. Именно поэтому, кстати, россияне так любят отдыхать в Турции.