Машина как приложение

Рынок такси в Москве

$1,5 млрд - объем рынка такси в Москве

Около 70 000 машин предоставляет услуги такси

40 000 из них занимается извозом нелегально

15 000 машин принадлежит легальным предпринимателям

15 000 машин находится в легальных автопарках

500 -750 машин - величина самых крупных автопарков в Москве

600 руб. - средняя стоимость поездки

45 мин. - среднее время ожидания легального такси

4 км - среднее расстояние "пустого" пробега такси к заказчику

Источник: GetTaxi


Чтобы вызвать такси, не обязательно голосовать у обочины - достаточномобильного телефона. Программа сама определит твое местонахождение: не всегда же ты знаешь точный адрес бара, куда случайно забрел ночью. На мобильном приложении виднобудет , как именно движется к тебе машина, стоит ли она в пробке или быстро едет и прибудет уже через несколько секунд...

С этой идеи начался бизнес Шахара  Вайсера - компания GetTaxi (предприниматель также основал интернет-сервис Trusted Opinion - обмен мнениями о ресторанах в соцсети, платформу Loyalize, позволяющую крупным компаниям подключать сетевых пользователей к телетрансляциям, и купонный сервис Vigoda.ru).


Такси в мобильном телефоне

Сначала проект Шахара Вайсера стартовал в Израиле, в начале 2011 г. Он решил, что создавать таксомоторную компанию без собственных машин и штатных водителей удобнее: уже существующие таксопарки рады получать сторонние заказы. Договорившись с таксопарками, частными водителями о предоставлении им заказов, предприниматель обеспечил важную для клиентов скорость подачи автомобиля. "Заказ получает тот, чья машина ближе к заказчику", - рассказывает Шахар Вайсер. Его "виртуальное" такси за два года стало лидером рынка Израиля. Бизнесмен утверждает, что средняя скорость подачи машины в его компании в этой стране - всего пять минут. Оплатить такси можно кредитной картой. Вайсер зарабатывает на проценте, который берет с водителей за предоставление заказа. GetTaxi, по его словам, дает заказы не всем таксистам, а только проверенным, а также имеет call-центр для решения возникающих проблем. Все "его" такси оснащены бесплатным Wi-Fi. GetTaxi сотрудничает с крупными потребительскими компаниями, которые раздают в машинах пробники своей новой продукции, обеспечивают его рекламой: "Попробовать новые вкусы того или иного продукта можно, проехавшись в GetTaxi". Сейчас GetTaxi осваивает Лондон, Москву и запускается в Нью-Йорке. Основатель GetTaxi не ожидает появления конкурентов - слишком дорогой вход. "Чтобы запустить проект в городе так, как это делаем мы, обучая водителей, создавая свой call-центр для решения возникающих проблем, нужно $5-7 млн", - утверждает Шахар Вайсер.

Однако сам же признает, что после запуска в Израиле и публикаций о его бизнесе в западных СМИ в других странах, в том числе и в России, похожие фирмы стали появляться, идея активно копируется. Причем конкуренты в нашей стране у него появились даже раньше, чем сама GetTaxi вышла на московский рынок. В конце 2010 г. - в 2011 г. в столице стартовало сразу два проекта: "Яндекс.Такси" и inTaxi. Родоначальник бизнеса "виртуального" такси пришел сюда лишь три месяца назад.

Высокая скорость копирования характерна для интернет-проектов. Известный российский стартапер Fast Lane Ventures (запустил и продал сайт Sapato, развивает сайты RentHome, KupiBonus и пр.) стремится разработать и запустить каждый проект в течение 50 дней. Вероятность, что проектов, подобных GetTaxi, в ближайшее время станет больше, очень велика. "Рынок перевозок очень интересный. До 20% стоимости поездки на такси составляет комиссия диспетчера, который передает заказ водителю", - поясняет Андрей Куликов, инвестиционный аналитик Fast Lane Ventures.

"Идею, конечно, продолжат тиражировать. Как и в случае с сервисами коллективных покупок и скидок или других подобных решений, где основным конкурентным преимуществом выступает удачная идея по интеграции digital-среды и реальных платных услуг, это будет битва маркетинговых бюджетов. Вместе с тем, что-то принципиально новое предложить в этой сфере, по-моему, довольно сложно, поэтому проекты будут типовыми", - рассуждает аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин.


Просто услуга

Между тем уже существующие проекты отличаются друг от друга. "У "Яндекса" замечательное приложение по услугам такси. Но "Яндекс" позиционирует себя в качестве высокотехнологичной компании, не заводит своего call-центра, не решает проблем, возникающих в процессе предоставления услуги, поисковик сотрудничает с различными автопарками, цены и качество у них разные. "Яндекс" - просто "стрелочник", который переводит ваш заказ на кого-либо, а дальше - придет кто-то или нет... Кому жаловаться, если что? Соединили заказчика с таксопарками, кто подхватил, тот и взял..." - комментирует Шахар Вайсер. По этому поводу в пресс-службе "Яндекса" говорят, что "ежедневно следят за работой водителей: временем выполнения заказа, отменами и срывами заявок". Мобильное приложение "Яндекса" было запущено в октябре 2011 г.

"Товары, пробки, общественный транспорт - всю эту информацию мы собираем из офлайна, структурируем и делаем доступной в Интернете. "Яндекс.Такси" - очередной шаг в этом направлении", - так в компании ответили на вопрос, что вообще привлекло интернет-поисковик в таксомоторный бизнес.

Приложение "Яндекса" напрямую работает с 15 крупными службами такси, еще с 80 службами - через партнерские агрегаторы (другими системами, предоставляющими заказы водителям). "Единовременно в нашей системе находится около 2000 водителей", - утверждают в компании. Но, в отличие от GetTaxi, поисковик предпочитает не связывается с "частниками". В "Яндексе" говорят, что в работе сталкиваются в основном с проблемами технического характера. "Во многих таксопарках автоматизация заказов появилась буквально только что. Кроме того, некоторые пользователи привыкли слышать голос оператора и до сих пор с недоверием относятся к заказу такси через приложение", - поясняют в "Яндексе". Интересно, что поисковик не рекламирует свои услуги по заказу такси, он их чуть ли не скрывает. Даже если набрать в "Яндексе" "такси", "заказ такси" и прочее, ссылка на сервис "Яндекса" по заказу такси не выскакивает. "Реклама сервиса в результатах поиска появится тогда, когда мы будем уверены, что справимся с возросшим количеством заказов", - объясняют в компании. По ее данным, среднее время ожидания машины в случае заказа такси через "Яндекс" - 12 минут (среднее по Москве 45 минут). В планах поисковика - увеличить число таксопарков, работающих с заказами от агрегатора, "чтобы сократить срок подачи такси к пользователю". Со временем приложение станет доступным и для других мобильных платформ (сейчас им могут пользоваться обладатели iPhone и смартфонов на платформе Android), также появится сайт "Яндекс.Такси". Такой сервис планируется запустить во всех крупных городах и странах присутствия "Яндекса".


Маленькое такси

InTaxi - третий игрок на московском рынке, созданный молодым инновационным предпринимателем Станиславом Леонтенко. "С нами работает более 300 компаний такси в России. За два месяца мы сумели открыться в 40 российских городах и не планируем останавливаться на этом", - рассказывает Леонтенко. Парк, хоть и не собственный, составляет 12 000 машин. Данные по обороту компания не раскрыла, но утверждает, что прибыльна будет уже к концу года. В inTaxi говорят, что намерены осуществлять "миллионные инвестиции" в свой бизнес. В планах на ближайшие один-два года - занять 10% рынка такси в России и выйти на рынок СНГ и Восточной Европы.

Каких-либо объективных оценок всего рынка такси в России не существует. По данным Шахара Вайсера, 50-60% взрослого населения мегаполисов пользуются такси хотя бы раз в месяц, и Москва не исключение. В Европе работает 600 000 такси (для сравнения: в Америке, где такси не очень любят, - всего 200 000), а две трети европейского рынка приходится всего на две страны - Россию и Великобританию. Остальные 20 стран - только треть европейского рынка. "Так исторически сложилось. Москва - большой город, а Лондон не так велик, и такси там дорогое, однако им пользуются часто, регулярно такси используют, к примеру, инвалиды", - констатирует Шахар Вайсер.

Однако Москва имеет свою специфику, которая не зафиксирована ни в одном европейском городе. В Европе характерны таксопарки по 4000-6000 машин, в то время, как в российской столице подобных гигантов вообще нет: компаний много, но самые крупные автопарки тянут всего на 500-750 автомобилей. Этим объясняется длительное среднее время ожидания машины после звонка в таксомоторную фирму - 45 минут.

Лидеры рынка - "Транспортная компания 956", "Формула такси", XXL-Taxi. Всего по городу ездит 70 000 машин, между тем в автопарках компаний их всего 15 000, и это легальные "индивидуалы", а оставшиеся 40 000 - обыкновенные "бомбилы", предпочитающие работать без лицензии. При нынешнем раскладе часто легче поднять руку, чем звонить в компанию, вызывать такси и его ждать. Это, разумеется, мешает развиваться легальным игрокам. "Москва - очень проблемный город для такси. Бесконечные пробки, существенный процент необработки заказов в час пик у компаний такси, сложные тарифы, высокие цены, долгое время ожидания", - констатирует Станислав Леонтенко. Но уверяет, что все изменится, так как рынок интернет-такси очень перспективен. "На нем, конечно же, появятся новые игроки. Есть только важное уточнение. Это будет не просто рынок интернет-такси, а именно рынок мобильных приложений, с помощью которых можно вызывать машину. В скором времени абсолютно все станут пользоваться смартфонами, хотят они этого или нет. Других телефонов просто продавать не будут", - утверждает Станислав Леонтенко. Мобильные приложения делают сейчас и некоторые обычные таксомоторные фирмы - например, "Такси-SMS". Однако, по мнению Андрея Куликова, выход большого количества таксомоторных компаний "в интернет-пространство маловероятен: сервис от одной компании (а не агрегатора, как в случае с "Яндекс.Такси", GetTaxi, inTaxi) будет менее эффективен. К тому же построение интернет-бизнеса - это компетенция, которой нет у компаний-перевозчиков", - полагает эксперт.

Операционные компании, которые создаются и развиваются очень быстро, не тратясь на парк машин, утверждают, что именно они могут изменить рынок. Такси просто станет более удобным и доступным. Прогнозы Шахара Вайсера вообще выглядят фантастически. По его мнению, развитие интернет-такси приведет к тому, что в Москве станет меньше пробок. Средний пробег пустого такси от одного заказчика к другому составляет 4 км, и эти лишних 4 км в столице преодолевает 70 000 машин. При росте количества заказов, связанных с развитием удобных для пользования агрегаторов, эти пробеги сокращаются. Кроме того, Вайсер полагает, что и качество услуг такси тоже вырастет, а это значит, что все больше людей будут отказываться от собственных машин.

С ростом объема заказов упадет и цена на проезд в такси. Сейчас средняя стоимость поездки на такси составляет 600 руб. "В Москве легче иметь свою машину, она всегда под рукой, сел и поехал, а вызов такси - это проблемы и потеря времени. А если проблем станет меньше, вы подсчитаете, что дешевле: покупать и обслуживать собственную машину или пользоваться такси. Я хочу, чтобы такси пользовались постоянно, а не только в аэропорт и обратно", - мечтает Шахар Вайсер. "Это несколько искусственный, очень упрощенный взгляд, не отражающий всей сложности глобальных задач, стоящих перед транспортной системой Москвы и России в целом. Скорее, рост спроса на услуги такси может стать следствием масштабных реформ и преобразований в этой сфере", - рассуждает Максим Клягин. Для создания идиллической картины важна была бы работа мэрии, которая должна избавиться от "бомбил", переведя их в статус легальных предпринимателей, сделать нормальные выделенные полосы для общественного транпорта, коими пользовались бы и все легальные такси, и пр. Мэрия могла бы сотрудничать и с легальными компаниями, и с различными агрегаторами, которые готовы были бы обеспечить заказами бывших "бомбил", "переделанных" в легальных индивидуалов. Однако ничего подобного пока не происходит. "Есть какие-то разговоры о том, что город создаст свой собственный парк машин, - разводит руками Вайсер. - Но это же неправильно".