Top.Mail.Ru
архив

Машина раздора

«Дурачок, это же экономика!» Такая надпись над столом стратега предвыборной кампании Билла Клинтона в 1992 году очень точно определила ее центральную тему.

Чтобы рынки функционировали нормально, правительства иногда должны вмешиваться в их деятельность. Я не сторонник увеличения доли государственной собственности, однако роль государства важна. История с компанией MGRover, последним принадлежащим Британии массовым автопроизводителем, демонстрирует, насколько трудно бывает найти взвешенное решение. После развала сделки с китайской государственной компанией-конкурентом, Rover попала в руки должностных лиц и может не выжить. Эта фирма возникла лет сто назад в Лонгбридже, неподалеку от Бирмингема, второго по величине города Англии. Непосредственно после Второй мировой войны Великобритания являлась крупнейшим производителем автомобилей. В 1960-е годы Лонгбридж был самым большим автозаводом в мире, где работало около 250 000 человек. Сейчас там трудятся всего 6000 рабочих, и неизвестно, долго ли еще он просуществует. Тридцать лет назад промышленная группа, куда входила компания Rover, была национализирована в ходе спасательной операции, которую сегодня – по действующим в Евросоюзе законам о государственных дотациях – сочли бы противоправной.

В 1998 году фирма была приватизирована. Затем ее купила компания BMW, но «вылечить» не сумела и в 2000-м продала Rover, впрочем, оставив себе Mini, приобретенную одновременно с Rover. Поддержка правительства помогла осуществить сделку, в результате которой Rover была куплена промышленной группой, ориентированной на массовый рынок. Другой потенциальный британский покупатель, желавший низвести Rover до уровня производителя специализированных спортивных машин, получил от ворот поворот. Такое решение позволило на время сохранить больше рабочих мест, однако оказалось ошибочным в долгосрочной перспективе. Деловые люди разбираются в бизнесе лучше, чем правительство, но они не всегда согласны между собой. Вот тогда правительствам и нужна способность предвидения. Многих крупнейших международных автопроизводителей сегодня трясет на ухабах. Тем не менее заводы в Англии выпускают машин на 50% больше, нежели в начале 1980-х годов. Японские фирмы, которые некогда считались угрозой нашему автомобилестроению, теперь создают рабочие места, производя половину автомобилей, выпущенных в Англии. Машин мы экспортируем на 20% больше, чем импортируем. Однако, несмотря на столь благоприятную ситуацию, продажи компании Rover резко падают. Промышленное производство составляет менее четверти британской экономики, но мы все еще преуспеваем. Несмотря на то, что с 1997 года количество рабочих мест в промышленности сократилось на миллион, сегодня у нас работает больше людей, чем когда-либо раньше. Родственники рабочих Rovera приезжают в Лондон, чтобы требовать от правительства дополнительной государственной помощи. Но масштабное государственное вмешательство вышло из моды, а центральным вопросом выборной кампании стали бюджетные траты. В программу лейбористов не вошел пункт о ренационализации железных дорог, даже несмотря на то, что этого добиваются многие их сторонники и профсоюзы. Оппозиционная консервативная партия подчеркивает, что лучшей помощью британским компаниям в конкурентной борьбе станет сокращение ограничений и уменьшение налогообложения.

Возможно, нарождающейся экономике, чтобы выжить, и необходима помощь; зрелой же экономике помощь нужна, чтобы приспособиться к изменившимся условиям. Автоиндустрия является символом национальной гордости. Но, как у нас говорят, гордость до добра не доводит. Несмотря на сиюминутное давление со стороны избирателей, у правительств должно быть мужество принимать болезненные решения, которые в итоге принесут добрые плоды.

Еще по теме