Машина времени

31.08.200900:00

Международный автомобильный салон "МИМС-2009", завершивший свою работу в минувшие выходные, стал своего рода слепком времени, показавшим сегодняшнее состояние отечественного и частично мирового автопрома. Первое впечатление - "антикризис", но за выставочными фасадами в стиле "эконом" при детальном изучении заметны и мажорные тона.

   На МИМС-2009 АМО "ЗИЛ" выставило лишь четыре своих машины. Вспоминая экспозиции прошлых лет, можно сказать, что формат сокращенный. При этом обращает на себя внимание отсутствие автомобилей капотной компоновки. И даже единственную машину такого типа нельзя назвать обычной. Двухрядная кабина под полный пожарный расчет, комплектация дорогим и надежным пожарно-техническим оборудованием выдает "продукт по требовательному спецзаказу". Три других образца относятся к семейству "Кентавр". Его презентацию холдинг намечал на начало 2009 года, но в связи с мировым кризисом планы были изменены. Новые бескапотные машины входят в коммерческую жизнь без праздничных гирлянд и фейерверков, по-деловому, не крикливо. Собираемые "Кентавры" в рабочем порядке сразу передаются заказчикам.
   Грамотно выстроенный вектор "производство - продажи" позволил предприятию, в отличие от ряда других автопроизводителей, не иметь затоваренности складов. ЗИЛ одним из последних начал реструктуризацию, учел опыт и ошибки других компаний. Последние годы ЗИЛ не имел и не имеет долгов от дилеров и покупателей, хотя многие заводы столкнулись в кризис с неплатежами за отгруженную технику.
   Вместе с разумными ценами на свою продукцию ЗИЛ начал осваивать и другие финансовые инструменты. Заключено соглашение с банком "ВТБ-24" о продажах автомобилей на условиях кредита и лизинга. При этом на 2/3 от ставки рефинансирования Центробанка снижаются расходы покупателя, что и предполагает одно из правительственных постановлений. Вне рамок альянса банк не сможет предоставить покупателям такие выгодные условия.
   Итоги первого полугодия показали, что на общем фоне "проседания" рынка грузовых автомобилей снижение отечественного производства отмечается в меньшей степени, чем падение импорта. Эффект импортозамещения, по всей видимости, вызван не только сокращением спроса на более дорогие машины, но и протекционистской политикой государства, включающей таможенные барьеры и финансирование закупок отечественной техники. Сегодня благодаря финансовой поддержке властей во многих регионах проводятся аукционы на поставку спецтехники в структуры ЖКХ, МЧС, муниципальные компании. В этих условиях ЗИЛ сделал ставку на сохранение и поддержку своей товаро-проводящей сети, помогая дилерам участвовать в конкурсных поставках. Дилеры ЗИЛа уже выиграли аукционы на поставку около 200 автомобилей, и только на ближайшие два месяца объявлены аукционы на закупку 920 единиц автомобильной техники.