Top.Mail.Ru
архив

Машиностроительный адюльтер

Крупнейший проект в российском машиностроении – слияние крупнейшей в России компании в сфере энергетического машиностроения «Силовые машины» и «Объединенных машиностроительных заводов» – может закончиться, так и не начавшись. Основатель и ведущий акционер ОМЗ Каха Бендукидзе не принял участия в собрании акционеров компании, что позволило мажоритарному акционеру «Силовых машин» – холдингу «Интеррос» – заявить о возможном срыве сделки по слиянию машиностроительных активов двух структур.

Объединение ОМЗ и «Силовых машин» было шумно анонсировано в конце 2003-го и в течение полугода проходило без эксцессов. В марте 2004 года компании провели первое перекрестное приобретение акций, в результате которого ОМЗ получили 11% акций «Силовых машин», а петербургский концерн, в свою очередь, приобрел 14-процентный пакет в ОМЗ. Следующий этап был намечен на 13 июля. До этого времени акционеры «Силовых машин» должны обменять свои акции на бумаги ОМЗ новой эмиссии, а ОМЗ – получить контрольный пакет в «Силовых машинах». После всех операций доля «Интерроса» совместно с менеджментом «Силовых машин» в новой структуре должна была составить 35%, Кахи Бендукидзе – 13%, оставшиеся же акции распределялись бы среди миноритарных акционеров ОМЗ и «Силовых машин».

За это время новая группа «ОМЗ – Силовые машины» даже успела отметиться зарубежным приобретением: в конце апреля россияне купили у чешской Skoda два машиностроительных предприятия – Skoda JS (специализируется в области ядерного машиностроения) и Skoda Steel (производит стальные и чугунные отливки). Однако теперь мирное «сожительство» машиностроителей, судя по всему, подошло к концу. Из-за отсутствия на годовом собрании акционеров ОМЗ представителей Кахи Бендукидзе мероприятие было признано несостоявшимся, и «Интеррос» не смог провести в совет директоров ОМЗ своих представителей, а также внести изменения в устав компании, чтобы освободиться от необходимости предлагать другим акционерам ОМЗ выкупать их бумаги.

Теперь, как утверждают в «Интерросе», акционеры могут потерять контроль над «Силовыми машинами» и лишиться права голосовать акциями объединенной компании, превышающими 30-процентный порог участия. Поэтому срыв собрания «интерросовцы» расценили как свидетельство неготовности партнеров к дальнейшему слиянию. Директор департамента по связям с общественностью «Интерроса» Лариса Зелькова заявляет, что речь идет «об утере интереса к слиянию со стороны господина Бендукидзе». «Теперь мы будем вести консультации с акционерами ОМЗ и другими возможными инвесторами, заинтересованными в покупке доли в «Силовых машинах», – продолжает Зелькова. В свою очередь, директор по связям с общественностью ОМЗ Андрей Онуфриев утверждает: «Сделка по объединению ведется в рамках корпоративных процедур и в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями». Он напоминает, что представители «Силовых машин» Евгений Яковлев и Павел Скитович уже заняли должности генерального и управляющего директоров в ОМЗ.

Аналитик группы «Центринвест» Геннадий Суханов предполагает, что причиной конфликта могло стать отсутствие взаимопонимания между двумя менеджерскими командами. «Различия в культурах управления и взглядах на развитие бизнеса считаются серьезным риском при слияниях любых компаний. И минимизировать его обычно очень сложно. Ведь это психологический, а не экономический фактор», – объясняет Суханов. Есть и другие версии событий. Руководитель аналитического отдела ИК «Энергокапитал» Полина Ефимовых предполагает, что разрыв сделки мог быть инициирован «Интерросом», который разочарован качеством активов ОМЗ (некоторые из них, не относящиеся к энергетическому машиностроению, – в общей сложности они составляют до 40% бизнеса ОМЗ – уже проданы менеджменту компании за сравнительно небольшие деньги, причем этот процесс продолжается). Ефимовых поясняет: «В таком случае срыв собрания акционеров ОМЗ мог стать удобным поводом для «Интерроса», позволяющим красиво выйти из сделки». Наконец, нельзя исключать, что Каха Бендукидзе, недавно сменивший кресло промышленного босса на портфель грузинского министра экономики, не пытается получить более выгодные условия для выхода из российских бизнес-проектов.

Еще по теме