Машины оживают

21.11.201600:00

Автомобиль за последние полтора века принципиально не изменился – он по-прежнему работает на основе двигателя внутреннего сгорания. Автопроизводители в последние десятилетия пытаются изменить внешний и внутренний облик автомобиля, прежде всего насыщая его салон последними достижениями информационных технологий, которые в перспективе заменят водителей: будущее автотранспорта – за беспилотными машинами. 

Хотя автономные автомобили существуют пока в единичных экземплярах и делают только пробные рейсы, прогнозисты уже чертят графики их проникновения на рынок. «Согласно исследованиям, мировой рынок полностью автономных транспортных средств может достичь $42 млрд к 2025 г., а беспилотные автомобили смогут составить четверть от мировых продаж к 2035 г. Очевидно, что сейчас рынок ориентируется именно на поколение «миллениалов» как потенциальных потребителей», – заявил «Ко» менеджер по развитию экосистемы «Интернет вещей» компании Intel Игорь Рудым. Пока что активно разрабатывают автомобильные автопилоты пять производителей: Aktiv, Google, MiG, VisLab и российское ПАО «КамАЗ» совместно с компанией Cognitive Technologies. Тем не менее Ford обещает начать массовый выпуск беспилотников к 2025 г. Intel вместе с BMW Group и Mobileye в настоящее время работает над технологиями, которые должны создать возможность для серийного производства полностью автономных транспортных средств уже к 2021 г. 

Пока авто без водителя не стали массовым товаром, автомобилестроители начинают поэтапно приближать свои машины к идеалу беспилотного вождения. 

Машины помогают водителю

В последнее время в наиболее продвинутых западных автомобилях появились элементы автоматизации: водитель пока еще не может полностью положиться на автопилот, но способен отдать ему отдельные функции. «Наибольшую популярность приобретают разработки в области автопилотирования и управления автомобилем при помощи гаджетов», – отмечает генеральный директор компании «Ютто» Надежда Викторова.

Иллюстрацией этого тренда могут служить решения, которые применяются в автомобилях Mersedes Е-класса. Например, уже продаются автомобили с функцией предотвращения опасных ситуаций за счет автоматического торможения. Система способна распознать медленно движущиеся, останавливающиеся либо неподвижные автомобили на пути, поперечное движение на перекрестках, а также дорожные пробки и пешеходов, оказывающихся на опасном расстоянии от автомобиля. А при объезде препятствия система способна оказывать «поддержку» рулю, сообщая ему точно рассчитанное в зависимости от местонахождения препятствия дополнительное движение.

Еще одна любопытная функция, которой уже сегодня может быть оснащен Mersedes, – автопилот при движении со скоростными ограничениями: машина сама будет замедлять ход, руководствуясь знаками ограничения скорости, которые распознаются видеокамерой либо прописаны в навигационной системе.  

Ждет своей сертификации функция передвижения по автомагистралям и шоссе в полуавтоматическом режиме Intelligent Drive, помогающая не только автоматически поддерживать дистанцию до идущих впереди автомобилей на автомагистралях и шоссе, но и следовать за ними в скоростном диапазоне до 200 км/ч. Тем самым с водителя при движении по шоссе снимается часть нагрузки: ему не приходится контролировать расстояние до впереди идущих машин постоянным нажатием педалей, больше того – ему будет оказана значительная поддержка в рулевом управлении, причем даже на некрутых поворотах. 

Машины дают советы и паркуются

Близко к системам автопилотирования находятся встроенные в автомобили «рекомендательные» сервисы, которые собирают информацию о ситуации на дороге и дают водителю советы или предупреждают о препятствии. Например, Ford недавно начал тестировать новую технологию GLOSA (Green Light Optimal Speed Advisory): система рекомендует оптимальную скорость, чтобы водитель меньше стоял на светофоре. Система считывает со специальных дорожных датчиков информацию о режиме работы ближайших светофоров и предлагает водителям оптимальный скоростной режим, позволяющий проезжать светофоры на зеленый. 

Еще один продвинутый элемент автопилотирования в современных автомобилях – возможность частичной автоматизации процесса парковки, когда водитель находится снаружи и управляет парковкой дистанционно.

«Одной из самых перспективных технических новинок на мировом рынке в 2016 г. стало оснащение нового BMW 7-й серии системой дистанционного управления, позволяющей парковать автомобиль в очень ограниченном пространстве без участия водителя. Автовладелец контролирует парковку с помощью интерактивного ключа BMW Display Key. Также новую разработку внедрил Volvo», – рассказывает директор департамента по послепродажному обслуживанию ГК «Автоспеццентр» Евгений Гришкевич. По его словам, сейчас отдельные функции автопилотирования вполне доступны для всех автовладельцев, к примеру, установка интеллектуальной системы автопарковки стоит в среднем 6000 руб., круиз-контроля – 14 000 руб. Но полноценные системы для автоматической езды обойдутся в разы дороже. Так, беспилотная система Robot Car стоит почти 500 000 руб. 

Синтез автомобиля и смартфона

Система BMW Display Key позволяет парковать автомобиль не только с помощью дистанционного пульта, но и мобильного приложения. А Mersedes запланировал локализацию данной технологии на 2018 г. И это часть более общего тренда – постепенной интеграции автомобиля и смартфона. Эксперты даже предсказывают, что это изменит производимый для автомобилей софт.  

«Можно наблюдать все большее сращивание смартфона с центром интеллектуального управления автомобилем, – говорит генеральный директор компании «Айтоника» Алексей Болдырев. – Уже года через три серийные автомобили на операционных системах от Apple и Google завоюют салоны: автомобиль становится все сложнее, а разрабатывать собственную операционную систему для него очень дорого и неэффективно». 

Как рассказали «Ко» в компании – разработчике мобильных приложений Heads and Hands, для клиентов компании Landrover Jaguar было выпущено приложение с личным кабинетом, где владелец машины имеет возможность посмотреть основные данные об автомобиле, его сервисную историю, запросить помощь на дорогах, изучить инструкции к автомобилю, проверить периодичность прохождения техобслуживания. На первом этапе приложение запускалось на смартфоне, но недавно был реализован новый проект – обеспечена возможность запуска того же самого телефонного приложения на тачскрине мультимедийной системы. Теперь это можно сделать, соединив смартфон и автомобиль через USB-кабель.

Ford сообщил, что автомобили для российского рынка теперь оснащаются «умной» мультимедийной системой SYNC 3. Новый медиацентр позволяет водителям управлять смартфоном, аудиоустройствами и навигацией, а также климат-контролем с помощью голосовых команд – в том числе на русском языке. Благодаря этой системе водитель может даже находиться в соцсетях, не отвлекаясь от дороги: интегратор соцсетей Meople.Connector принимает и зачитывает вслух сообщения из синхронизированных учетных записей в социальных сетях «Вконтакте», «Одноклассники» и Twitter, а также отвечает на них, используя предварительно заданные ответы. А приложение Glympse позволяет водителю отправлять свои координаты контактам из адресной книги. «Адресаты получают ссылку, позволяющую им видеть ожидаемое время прибытия пользователя и его местоположение в режиме реального времени», – рассказывает Надежда Викторова.

Интерес покупателей к автоэлектронике, интегрирующей автомобиль со смартфоном, подтвердили в торговой сети «М.Видео». «В сегменте автоэлектроники активно развиваются технологии Apple CarPlay (iOS) и Android Auto (Android), – рассказали в пресс-службе «М.Видео». – Системы выводят на дисплей медиасистемы автомобиля всю информацию со смартфона – карты, контакты, сообщения, – проигрывают музыку и прочее. Водитель может пользоваться всеми функциями своего телефона, не отвлекаясь от дороги. За последние несколько лет интерес покупателей «М.Видео» к безопасному способу использования смартфона в машине значительно вырос. Продажи автомагнитол с поддержкой Apple CarPlay в октябре этого года выросли в десять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года». 

Ну а компания «Мерседес-Бенц Рус» обещает в 2018 г. предоставить российским автомобилистам возможность использовать смартфон в качестве ключа от автомобиля.

При этом стоит различать системы интеграции смартфона с автомобилем и просто мобильные приложения, предназначенные для водителя. Вот пример последних:  как рассказал «Ко» технологический инвестор и предприниматель Денис Черкасов, для смартфонов разработано уже несколько приложений, которые следят за реакцией человека и предотвращают засыпание за рулем: водитель должен касаться экрана через определенные промежутки времени.

Идем по приборам

Еще одно направление внедрения IT в мир автомобилей – трансформация рабочего места водителя, в частности, изменение приборной панели и расширение «зрения» водителя за счет видеокамер. Как отмечает операционный директор автомобильной группы «Авилон» Вагиф Бикулов, сейчас меняется интерфейс автомобиля: вместо аналоговых приборов появился большой дисплей, вместо нагромождения кнопок – тачскрин. Не забывают разработчики и о пассажирах: например, в Bentley Bentayga для пассажиров предусмотрены планшеты, которые можно использовать в машине, а при желании взять с собой.

Евгений Гришкевич приводит в качестве примера автомобиль Volvo XC90, который оборудован мультимедийной системой, напоминающей iPad. В салоне этого авто привычные кнопки на панели приборов уже заменены одним небольшим экраном. 

Впрочем, необходимые данные отображаются не только на экране, но и на лобовом стекле, поскольку мировые производители автоэлектроники развивают технологию проекции на лобовое стекло Head-Up Display (HUD). Устройство HUD получает навигационную информацию от смартфона и проецирует ее на прозрачную пленку на лобовом стекле или на специальную светоотражающую линзу. Любопытно, что прибор автоматически регулирует уровень яркости, что обеспечивает видимость и при ярком солнце, и ночью. «Но, – огорчаются в пресс-службе «М.Видео», – пока эти устройства относятся к нишевым продуктам ввиду сложности восприятия нового продукта и высокой цены».

Также одной из новинок, которую используют многие мировые автоконцерны, стало оборудование салона виртуальной всесторонней видеокамерой, которая позволяет увидеть любые препятствия на дороге при движении автомобиля и избежать аварийных ситуаций.

Стоит при этом обратить внимание, что увеличение роли автомобильной электроники влечет за собой и новые угрозы, поскольку порождает уязвимость автомобиля от вирусов и кибератак. «Ведь все чаще устройства Интернета вещей становятся частями бот-систем, участвующих в кибератаках, – говорит Денис Черкасов. – Проще говоря, они заражаются вредоносными программами и в дальнейшем используются в интересах злоумышленника. Подобное заражение автомобильных систем может поставить под угрозу жизнь водителя и пассажиров. А если говорить об активно развивающемся тренде беспилотных автомобилей, то получение злоумышленниками доступа к управлению может привести к катастрофическим последствиям. Поэтому вопрос защиты от киберугроз в автомобильной сфере является сегодня актуальным, как никогда».

Продаются ли автомобили лучше? 

С точки зрения бизнеса очень важным является вопрос, в какой степени новые технологии воздействуют на автомобильный рынок и как наличие продвинутых IT-решений влияет на выбор автомобиля покупателем. И здесь эксперты расходятся во мнениях. Например, начальник отдела корпоративной коммуникации компании «Мерседес-Бенц Рус» Андрей Родионов утверждает, что тут нет строгой корреляции, поскольку клиенты «воспринимают автомобиль в комплексе функций и потребительских качеств». 

Однако менеджер по развитию бизнеса компании Meta System Сергей Вислов, наоборот, говорит, что новые технологии – двигатель продаж продуктов длительного пользования. Средний возраст автомобилей в России – более 12 лет, и, по мнению эксперта, чем сильнее современный автомобиль отличается в технологическом плане от старого, тем больше желание заменить старый на новый.

«Постепенно меняется восприятие автомобиля, – соглашается Вагиф Бикулов. – Если раньше покупателя в первую очередь интересовали такие параметры, как мощность, объем двигателя и багажника, клиренс и другие технические характеристики, то сейчас люди больше смотрят на комплектацию и опции. Их интересуют как системы безопасности, так и различные приятные функции».  

Многие эксперты отмечают, что демонстрация возможностей новых технологий является прекрасным маркетинговым инструментом, особенно когда покупатель тестирует автомобиль. Именно поэтому многие автопроизводители устраивают регулярные выездные тест-драйвы. «На внедорожном тест-драйве автомобилей Lexus я лично смогла в глиняном карьере проверить, на что способен автомобиль, – рассказывает Надежда Викторова. – Функции контроля дороги, буксировки на одном колесе, включение камер фронтального разворота и т.д. Все преимущества автомобиля и его возможности, о которых продавец красиво рассказывает в автосалоне, воспринимаются совершенно иначе после того, когда ты лично выехал из огромной ямы с помощью системы, позволяющей это сделать легко».