Маска олигарха
Олег Дерипаска стремительно меняет свой имидж. Хозяин «Русала» рассчитывается с долгами, накопившимися у него еще в эпоху «первичного передела» российского алюминия в конце 1990-х годов.
Братья Саймон и Дэвид Рубены и Лев Черной отозвали иск о возмещении структурами Дерипаски $300 млн. В такую сумму бывшие партнеры бизнесмена оценили ущерб, нанесенный им в результате вывода активов и расторжения сбытовых контрактов между подконтрольным Дерипаске Саянским алюминиевым заводом (СаАЗ) и компанией Tradalco. Этот металлотрейдер, учрежденный Олегом Дерипаской на паритетной основе с компанией Рубенов и Черного Trans-World Metals, с 1995 года был единственным продавцом металла Саянского завода. Однако в 1997 году, как утверждали истцы, Дерипаска со своими компаньонами зарегистрировал на Британских Вирджинских островах несколько компаний, названия которых совпадали с названиями действовавших в интересах Tradalco офшоров, после чего отстранил Рубенов и Черного от алюминия СаАЗа.
Бывшие партнеры предъявили Дерипаске претензии еще в октябре 2003 года, однако до недавнего времени магнат относился к ним, равно как и к искам от других коллег по совместному бизнесу, совершенно спокойно. Лишь недавно он принялся за урегулирование старых конфликтов. С бывшим владельцем Красноярского алюминиевого завода Анатолием Быковым, оспаривавшим расторжение сбытовых контрактов с его компанией Aldeco, Олег Дерипаска помирился немногим более года назад. Получив $107 млн, Быков отказался от своих претензий и передал Дерипаске свои 4% акций КрАЗа. По неофициальным сведениям, мир, который Дерипаска заключил в марте 2005 года с потерявшим контроль над Новокузнецким алюминиевым заводом Михаилом Живило, обошелся олигарху в два раза дешевле. Уже более полугода закрыт конфликт и с Андреем Андреевым, который судился с Дерипаской по поводу потери «Автобанка», «Ингосстраха» и меткомбината НОСТА.
Сумма компенсации, полученной Рубенами и Черным, так же, как и стоимость мировой с Андреевым, хранятся в тайне. Однако сам факт готовности Дерипаски платить сотни миллионов долларов за имидж свидетельствует, что речь идет о деле первостепенной для него важности. Таким можно было бы считать возможное публичное размещение акций «Русала», однако, судя по заявлению управляющего директора по корпоративной стратегии и развитию компании Павла Ульянова, его следует ожидать не ранее 2008 года.
Скорее всего, дело заключается в создании перед властью имиджа ответственного олигарха, готового на разумные уступки. Для Олега Дерипаски, чей холдинг потребляет около 10% всей производимой в России электроэнергии, получение энергоактивов в собственность является на сегодня главной целью. А одним из средств может стать покупка энергомашиностроительного бизнеса. Несопоставимый с алюминиевым производством по прибыльности ($3,2 млн чистой прибыли в 2003 году и $10 млн в 2004-м против $921 млн чистой прибыли «Русала» в 2003 году), он является стратегически важным для государства, что доказал недавний отказ антимонопольного ведомства на продажу «Силовых машин» Siemens. «Силовые машины» – крупнейший в России производитель оборудования для большой энергетики.
Однако Дерипаске еще есть над чем работать. Претензии к нему сохраняются у влиятельного Михаила Черного, который настаивает, что бизнесмен не рассчитался с ним за 20% акций «Русала» (их нынешняя стоимость может составлять $2 млрд). Пример владельца «Евразхолдинга» Александра Абрамова демонстрирует опасность невнимания к старым конфликтам. Так, иск бывшего владельца Качканарского ГОКа Джалола Хайдарова, потерявшего актив несколько лет назад в результате силового конфликта, создал угрозу пересмотра итогов июньского размещения бумаг «Евраза» на Лондонской фондовой бирже. В энергетике у алюминщика тоже серьезных прорывов нет. Конфликт с РАО «ЕЭС» по поводу достройки Богучанской ГЭС по-прежнему не решен. И, согласно сообщениям НТВ, Дерипаске не удалось войти в новый состав совета директоров РАО «ЕЭС».
Еще по теме





