Мастер на все вина
Go out
Собственный бизнес у Бориса Титова появился в 1991 г. Проработав несколько лет после окончания МГИМО в "Союзнефтеэкспорте" (монополист в сфере экспорта нефти и нефтепродуктов) и в трейдинговой компании "Юралс" (одним из ее акционеров был владелец Gunvor Геннадий Тимченко), он и его товарищи, трудившиеся с ним в "Союзнефтеэкспорте" и "Юралсе", решили начать свое дело. Выкупив лондонскую фирму Solvalub, бывшего партнера, компаньоны занялись бизнесом в области химии. Сначала построили в Вентспилсском порту химический терминал, а в 1994 г. купили порт "Кавказ". Затем Борис Титов стал инвестировать в производство: на паритетных началах с "Газпромом" они создали корпорацию "Азот", объединив пятерых производителей минеральных удобрений.
До августа 1998 г. консолидированный объем продаж группы Solvalub составлял $700 - 800 млн, а уже к началу 2000-х вырос до $1,5 млрд. Но развивать один из крупнейших химических активов страны у Бориса Титова не получилось. Назначенный в 2002 г. генеральным директором "Межрегионгаза" ("дочка" "Газпрома", которая была акционером "Азота"), Николай Горновский фактически ограничил компанию в энергоресурсах и вынудил Solvalub продать ему свой пакет. Впрочем, Борису Титову грех жаловаться - он вышел из проекта с прибылью.
Второй крупной продажей в истории Solvalub стала сделка с портом "Кавказ" в конце 2008-го. Годовой оборот компании на тот момент прогнозировался на уровне $2 млрд. "Если из "Азота" нас "выдавил" поставщик сырья, то порт продали сознательно, с очень хорошей прибылью", - рассказывает Борис Титов. Сумму сделки бизнесмен не раскрывает, но, по экспертным оценкам, она могла составить около $100 млн. Покупателем стала сырьевая компания "ТАИФ", заинтересованная в перевалочном бизнесе. Solvalub в нефтяной отрасли не имела ресурсной базы и не могла считать себя полноценным игроком. Преимущества, которые были у нее как у трейдера в начале 1990-х (западное финансирование и логистика), сегодня имеют все вертикально интегрированные нефтяные компании.
Тогда же, в 2008-м, было принято решение уходить из химического бизнеса - его перспективы показались неочевидными. Крупные холдинги инвестировали в отрасль, и небольшие фирмы оказались заложниками наличия сырья. "В нефтехимии все ниши уже заняты, - подтверждает анатитик "Инвесткафе" Анастасия Соснова. - Этот рынок сегодня держится на СИБУРе и нескольких предприятиях башкирского ТЭКа. Выстроить с нуля вертикально интегрированную нефтяную компанию Титову было не под силу. Впрочем, так же, как и купить завод по производству первичных полимеров". По ее словам, бизнесмен мог довольствоваться имевшимися проектами, но их рентабельность невысока - 10-15% по EBITDA (у нефтяников и металлургов - 30-40%) при постоянном отрицательном денежном потоке из-за необходимости вложений в модернизацию производства. "Быть независимым игроком и опасно, и невыгодно, - констатирует Борис Титов, - а сырьевых активов на рынке уже не осталось". Впрочем, у каждой из компаний Титова своя история.
"Тверской полиэфир", основной поставщик триплированных тканей на поролоновой основе для автомобильных сидений на завод Ford во Всеволожске и крупный поставщик "АвтоВАЗа", продали в прошлом году. "Это был очень сложный бизнес, особенно в кризис, когда приходилось вкладывать деньги с большой долей риска, - рассказывает Борис Титов. - Мы его не очень понимали, ребята, занимавшиеся этим проектом, его и выкупили". По аналогичной схеме поступили и с китайским СП - производителем фторполимеров.
Наконец, последним химическим проектом оказался новомосковский "Базальтопласт". Это венчурный проект по производству антикоррозионных и негорючих покрытий, которые должны стоить втрое дешевле существующих сегодня материалов с наполнителями из полимеров и цветных металлов. Solvalub выкупила единственный советский патент и 3 кг этой самой базальтовой чешуи, сделанной тогда же авторами изобретения, и построила завод в Новомосковске. Но дальше дело не пошло. Первичный бизнес-план предусматривал окупаемость за шесть месяцев, но все затянулось. Уже пошел пятый год, технология до сих пор не отработана - выход материала оказался в три раза меньше планируемого. В конце июля Борис Титов договорился о продаже проекта менеджерам (management buy-out), и сейчас сделка находится в завершающей стадии. "Титов поступает правильно. Он выходит из активов, в которых не уверен, - рассуждает начальник аналитического департамента инвесткомпании "Универ Капитал" Дмитрий Александров. - Лучше находиться в кэше, чем в стартапах, пересидеть в деньгах и посмотреть, что будет происходить на рынке в ближайшее время". Из всех имевшихся активов Борис Титов сохранил только два проекта - Ржевскую птицефабрику и завод шампанских вин "Абрау-Дюрсо".
"Дворец Путина"
Проблемы у завода меж тем возникли по вине самой местной администрации. С 1990-х годов единственным акционером были власти Краснодарского края, практически не инвестировавшие в модернизацию. В 2003 г. 30-процентный пакет выкупил челябинский винный холдинг "Ариант", контролируемый бывшим депутатом и сенатором Александром Аристовым и его партнером Юрием Антиповым. Переломным моментом в расширении бизнеса "Арианта" стала покупка в 2001 г. семи крупнейших агрофирм Таманского полуострова и винзаводов "Южная" и "Кубань". А получить "Абрау-Дюрсо" удалось после того, когда собственные виноградники завода оказались смыты в 2002 г. селевыми потоками и он попал в полную сырьевую зависимость от "Арианта". Но отдавать контроль над "Абрау-Дюрсо" местные чиновники не собирались. Александр Аристов также не рисковал вкладываться в предпритие, имея лишь миноритарную долю. Как оказалось, не напрасно. Краснодарские власти нашли себе нового партнера, которого они хорошо знали по порту "Кавказ". В итоге в 2006 г. Борис Титов выкупил контрольный пакет ЗАО "Абрау-Дюрсо" (30% у "Арианта", 28% у государства), 42% осталось у администрации края. Сумма сделки оценивается экспертами в $20 - 30 млн.
После покупки "Абрау-Дюрсо" Титов прославился еще двумя громкими сделками на винодельческом рынке. В прошлом году SVL купила во Франции классический шампанский дом Chateau d'Avize - это производство мощностью 2 млн бутылок шампанского в год и погреба для хранения 5 млн бутылок. SVL также получила бренды Louis XIV, Chateau d'Avize и Chateau d'Avize Blanc de Blanc, в последние годы не выпускавшиеся, и, кроме того, взяла в аренду на 25 лет два гектара виноградников класса Grand Cru. Продавцом выступил неназванный местный винодел, сам приобревший Chateau d'Avize у шампанского дома Moёt et Chandon лишь в 2009 г.
Минувшим летом SVL купила у экс-совладельца Новороссийского морского торгового порта Александра Пономаренко 100% ООО "Лазурная ягода", которому, среди прочего, принадлежат 27 гектаров виноградников и строящаяся винодельня под Геленджиком, включая часть земель элитного гостиничного комплекса, получившего известность как "дворец Путина". "Это выгодное приобретение, - отмечает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. - На Черноморском побережье практически не осталось свободных площадей, пригодных для выращивания винограда, с выходом на море". Напомним, что в декабре 2010 г. бывший вице-президент холдинга "Петромед" Сергей Колесников опубликовал открытое письмо, в котором утверждал, что строящееся там здание предназначено для личного пользования главы правительства Владимира Путина. В аппарате премьера эту информацию опровергали. Но в марте 2011-го Александр Пономаренко сообщил, что его структуры приобрели у Николая Шамалова (соучредитель кооператива "Озеро" под Санкт-Петербургом) весь комплекс общей площадью около 26 000 кв. м и его земли. Пономаренко и сейчас остается собственником санатория.
Глава "Деловой России" Борис Титов утверждает, что сам выступил инициатором сделки. Для Пономаренко виноградники и прочие земли являются непрофильным активом. А новое приобретение позволит "Абрау-Дюрсо" выйти в новый для завода сегмент сухих виноградных столовых вин. "Это место не относится к "дворцу Путина", - объясняет Борис Титов. - Владельцы одни и те же, а виноградник и гостиничный комплекс располагаются в 10 км друг от друга. Но PR для нас хорошо сработал".
Отвлечь туристов от моря
"Абрау-Дюрсо" |
Российское предприятие по выпуску шампанского и игристого вина. Располагается в поселке Абрау-Дюрсо (Краснодарский край) Акционеры: КГУП "Абрау-Дюрсо" (42%) и SVL Group (58%) История: Завод ведет историю от даты указа императора Александра II - 25 ноября 1870 года у озера Абрау и речки Дюрсо было создано удельное имение Абрау-Дюрсо, которое стало принадлежать царской семье. Подъем производства вина в Абрау-Дюрсо начался в 1891 году. В декабре 1898 года выпущена первая партия шампанского с маркой "Абрау" (25 000 бутылок). В 1920 году на базе бывшего царского имения создан винодельческий совхоз "Абрау-Дюрсо" Компания SVL Group в 2006 г. приобрела 58% акций ЗАО "Абрау-Дюрсо" С 2006 г. завод проводит модернизацию хозяйственного и производственного комплекса "Абрау-Дюрсо" Объем инвестиций в инфраструктуру - $25 млн проектная мощность - 14 млн бутылок в год |
Накануне приобретений Борис Титов заказал разработку стратегии развития "Абрау-Дюрсо" внешнему консультанту - ЗАО "Стратеджи Партнерс Групп". Результатом работы стал многостраничный отчет, но по своей сути он сводился к одной строчке: компания должна ориентироваться на субпремиумный сегмент рынка (от $10 до $30 за бутылку). Сегодня его доля составляет лишь 4,5% от всего объема потребления игристых вин в России.
Стратегия, по мнению ее разработчика - управляющего партнера ЗАО "Стратеджи Партнерс Групп" Александра Идрисова, успешно реализуется и себя полностью оправдала. Компания уже увеличила объем производства с 3,5 млн бутылок в год в 2006-м до 16,5 млн по плану в этом. "Сегмент рынка, в котором работает "Абрау-Дюрсо", наиболее перспективен, - подтверждает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. - Здесь присутствуют украинские и итальянские вина по цене от 300 руб. за бутылку. Но Абрау-Дюрсо всегда считалось родиной советского шампанского". По его словам, бизнесмены начали осваивать винодельческую отрасль несколько лет назад, почувствовав ее инвестиционную привлекательность.
Другими направлениями бизнеса, связанными с виноделием, для Бориса Титова стали винный туризм и развитие в регионе девелоперских проектов. "Вложив в проект около $30 млн (без учета стоимости акций), сегодня мы имеем современное с точки зрения оборудования предприятие и занимаем первое место в мире по количеству посещений на один объект, - хвалится предприниматель. - Мы построили 4-звездочную гостиницу, а в следующем году в ней откроется SPA-курорт".
С оптимизмом совладельца компании согласны далеко не все эксперты. "Нашим туристам этот район и винодельческий бренд не так хорошо известны", - утверждает генеральный директор туристической фирмы "Дельфин" Сергей Ромашкин. По его словам, лишь 5% туристов, выезжающих на экскурсии, посещают объекты виноделия. Летом оттянуть отпускников от морского побережья практически нереально, поэтому вряд ли получится создать в Абрау-Дюрсо даже мини-курорт. "На Кубани многие бизнесмены пытаются отвлечь туристов от моря, но до сих пор в этом никто не преуспел. Даже из Красной Поляны по вечерам отдыхающие выезжают на морское побережье", - констатирует Сергей Ромашкин.
Согласен с этим и управляющий партнер Management Development Group (сети "Гастрономчикъ" и "Продэко") Дмитрий Потапенко. По его мнению, даже если работает гостиница, где можно остановиться, вокруг нее, как правило, "непаханое поле". "Винный туризм - это серьезный инфраструктурный проект, а в Абрау-Дюрсо добраться из Москвы обойдется дороже, чем слетать в Турцию, - уверен бизнесмен. - А 300 руб. за бутылку - много. В Италии бутылка хорошего двухлетнего вина стоит 2-3 евро. По итальянским меркам, наши ломят цену".
Винное IPO
Борис Титов |
Год рождения: 1960 Образование: в 1983 г. окончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) по специальности "Международные экономические отношения" Опыт работы: 1983 - 1989 гг. - внешнеторговое объединение "Союзнефтеэкспорт", специализировался на поставке продуктов нефтехимии в Латинскую Америку и на Дальний Восток 1989 - 1991 гг. - начальник департамента химии частного совместного советско-голландского предприятия "Юралс" (Москва) 1991 г. - совместно с партнерами создал собственную компанию Solvalub LTD, London, которая в дальнейшем переросла в инвестиционно-промышленную SVL - group of companies 1996 г. - создал российскую дочернюю компанию группы SVL - ОАО "Интерхимпром" 2001 - 2002 гг. - президент ЗАО "Агрохимическая корпорация "Азот" 2002 г. - настоящее время - председатель правления группы компаний SVL Общественная деятельность: 2000 - 2005 гг. - вице-президент, член бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей 2002 - 2006 гг. - председатель объединенной комиссии по корпоративной этике при РСПП 2003 - 2004 гг. - сопредседатель "Деловой России" с мая 2004 г. - председатель "Деловой России" 2006 - 2009 гг. - член Общественной палаты Российской Федерации Семейное положение: женат, имеет сына и дочь Увлечения: дайвинг, сквош |
Владельца шампанского дома недостатки проекта, похоже, не смущают. Бизнесмен говорит о необходимости IPO, которое может состояться на исходе этого года. "В конечном итоге это возврат вложенных средств и заработок для владельцев компании", - отмечает Борис Титов.
Разговоры о публичном размещении акций начались в середине 2008-го. Тогда предприниматель пообещал провести IPO в конце 2010-го, капитализация ожидалась на уровне $200 млн. Программа стратегического развития компании предполагала рост капитализации до $1 млрд к 2020 г. Но кризис заставил скорректировать планы. В 2009 г. бизнесмен заявил, что намечает провести размещение 15-20% акций компании в конце 2012-го при заявленной ранее капитализации в $200 млн. Однако 17 августа стало известно, что производитель решил не дожидаться конца 2012-го и выйти на биржу в ближайшие полгода.
"Мы хотим посмотреть, как рынок оценивает наш бренд, узнать стоимость своих активов, что поможет нам более четко понять, куда и как двигаться дальше, - поясняет Борис Титов. - Текущая прибыль не является для нас определяющей. Главный показатель - это капитализация. На бренде мы можем заработать больше".
По итогам 2010 г. выручка "Абрау-Дюрсо" составила около $65 млн, EBITDA - $18,332 млн, рентабельность по EBITDA - 28%, чистый долг на конец 2010 г. - около $30 млн. "Основываясь на прогнозах компании, в 2011 г. выручка превысит $83 млн, EBITDA - $23 млн, - отмечает аналитик "Инвесткафе" Антон Сафонов. - Если исходить из оценки аналогичных компаний других развивающихся рынков, рыночная стоимость бизнеса составляет около $125 млн. А оценка самой компании в $100 млн означает дисконт для инвесторов". Впрочем, по мнению эксперта, планы "Абрау-Дюрсо" по росту капитализации до $1 млрд за 10 лет выглядят слишком оптимистично. "Компания до сих пор предоставляет о себе слишком мало информации, - подчеркивает аналитик Rye, Man & Gor Securities Екатерина Андреянова, - не видны ее структура продаж и владельцы. Все это затрудняет объективную оценку".
Борис Титов никогда не озвучивает сумм, за которые покупал или продавал свои активы. "Предложили поучаствовать", "принесли проект" - такие выражения иногда проскальзывают в речи бизнесмена. Впрочем, не исключено, что многие из них он "взял" в свой фонд в обмен на административный ресурс. Об этом же говорят некоторые знакомые с предпринимателем люди. Поэтому нет ничего удивительного в том, что через некоторое время он возвращает контроль менеджерам. Так, например, случилось с "Тверским полиэфиром" и "Базальтопластом", возможно, произойдет то же и с Ржевской птицефабрикой.
Что касается IPO "Абрау-Дюрсо", то сам Борис Титов утверждает, что средства от продажи акций пойдут на инвестиции в бизнес и на покупку новых виноградников. Дмитрий Александров полагает, что получение справедливой оценки - это первый шаг к продаже. "Если удачно сделать сопровождение пост-IPO, то можно рассчитывать на хороший выход из актива", - отмечает эксперт. Таким образом, очевидно: все, что делал бизнесмен Борис Титов, не имело четкой концепции на долгосрочное развитие, и сейчас он просто выходит в кэш. С общественной деятельностью Титов справляется лучше. "Во многом организация "Деловой России" основана на личном доверии к Титову членов генсовета, которые в течение многих лет финансируют эту организацию", - подчеркивает президент ЗАО "Группа "ХИМЭКС" Анатолий Лейрих. "Заслугой "Деловой России" считается снижение единого социального налога, что вызывало серьезное раздражение у Минфина, - говорит Дмитрий Абзалов. - Крупным компаниям это было безразлично, но серьезно облегчило жизнь среднему и мелкому бизнесу".