Май - самое время

12.04.199900:00

НЕ ТОЛЬКО западные компании переносят производство в Россию, но и наши, отечественные. Время такое.

Через месяц компания «Май» планирует открыть чае-процессинговую фабрику в подмосковном Фрязине. До этого компания, возникшая в 1991 году, возила в Россию чай, произведенный под собственной маркой на заводах Индии и Шри-Ланки. Президент компании Игорь Лисиненко отмечал в различных интервью, что должное качество чая невозможно обеспечить, фасуя чай за тысячи километров от плантаций. Другие времена - другие ценности.

По словам пресс-службы компании, «это будет самое крупное предприятие чайной отрасли в Европе». По неофициальной информации, мощности фабрики позволят выпускать около 50 тыс. т чая в год. Для сравнения: производительность фабрики компании «Московский чай» в городе Видном - 18 тыс. т в год. В связи с неполной загруженностью своих рязанской и иркутской фабрик еще один заметный участник рынка - компания «Никитин» тоже уступит производительности нового предприятия. Принадлежащая «Никитину» Московская чаеразвесочная фабрика рассчитана на выпуск 20 тыс. т в год.

Производители чая переживают сейчас не лучшие времена. Трудности у поставщиков и производителей начались еще в 1997-м, когда пошлины на импорт фасованного чая были повышены с 10% до 20%. Потребление чая сократилось в среднем на 10%. После кризиса ситуация только усугубилась. Ввод новых мощностей «Мая» может лишь ускорить уход с рынка некоторых предприятий.

После открытия российской фабрики «Май» может потеснить своего основного конкурента - транснациональную компанию Unilever, представляющую на российском рынке такие брэнды, как Lipton и Brooke Bond. До сих пор благодаря мощной рекламной поддержке Unilever лидерства не уступал никому. Особенно сильны его позиции в секторе пакетированного чая, самом динамичном сегменте рынка. Докризисный рост продаж пакетированного чая для рынка в целом составлял порядка 30% в год - прежде всего за счет крупных городов. Не случайно первое время фабрика во Фрязине будет выпускать именно такой чай. О дальнейших планах в компании пока не распространяются.

Произведенный в России чай будет стоить дешевле ввозимого, но отказываться от импорта компания «Май» не собирается. По данным 1998 года, средний объем продаж «Майского чая» в месяц составлял порядка 2 тыс. т, и подмосковная фабрика не сможет его обеспечить, пока не выйдет на проектную мощность.

О планах увеличения доли расфасованного в России чая заявляли и другие компании, входящие в число чайных лидеров. В то же время лидер рынка Unilever пока не объявлял о намерениях делать чай в России.