Mazda с кофейным привкусом
Компания Mazda переживает волнующий момент в своей истории – она перестраивает свой бренд. Главные роли в создании нового стиля отведены команде дизайнеров. О принципах его построения «Ко» рассказали Морай Каллум, главный дизайнер концерна, и Франц фон Хольцхаузен, автор MazdaKabura– одного из самых интересных концепт-каров Женевского автосалона.
В мире дизайна наступила весна. Большинство автопроизводителей или создают, или активно развивают свои бренды. Появляются новые «лица» марок. Для того чтобы создать запоминающийся бренд и требуются сильные дизайнеры. Компания Mazda совершила рывок на мировом рынке во многом благодаря творческим находкам сегодняшних собеседников «Ко».
«Ко»: Какие модные тенденции вы можете отметить в современном автомобильном дизайне. Компания Mazda следует этим тенденциям или проповедует свой стиль, свой путь?
Франц фон Хольцхаузен: Немецкие бренды – BMW и Mercedes– сейчас пытаются по-своему истолковать так называемый германский дизайн. Audi, наоборот, старается отойти от тевтонского стиля. Ford активно меняет имидж своих брендов. А Volkswagenищет свою новую сущность. Однако самое интересное происходит с корейскими производителями. У них вообще нет ни истории, ни традиций, и я с особым интересом ожидаю их следующих шагов в дизайне.
Морай Каллум: Французские машины стали выглядеть по-французски, американские – по-американски, что, несомненно, помогает идентифицировать национальную принадлежность автомобиля. Это делает автомобильную индустрию более разнообразной, более креативной. 15 лет назад японские компании старались производить автомобили, похожие на немецкие. Это было ошибкой. Впрочем, Mazda сегодня не пытается сделать однозначный японский дизайн. Правильных путей всегда больше, чем один.
Mazda не плывет по течению. Мы – небольшая компания. Перед нами не стоит задача лидировать во множестве сегментов. Как мне кажется, главная тенденция в нашем дизайне – создание автомобилей с ярко выраженным спортивным обликом. И соответственно в этом направлении мы и развиваемся.
«Ко»: Дизайн активно используется как инструмент для привлечения новых клиентов. Нет ли опасности в том, что яркий автомобиль быстро выйдет из моды? Например, дизайн Toyota нельзя назвать броским и запоминающимся. Тем не менее продажи этой марки стабильно высокие.
Франц фон Хольцхаузен: Я проведу параллель с мороженым. Самое популярное мороженое в Америке – ванильное. Марку Toyota можно сравнить именно с ним. Компания научилась делать автомобили с дизайном, который нравится большинству. Но у Mazdaдругие принципы. Мы – мороженое с кофейным вкусом. Для нас очень важны черты, которые отличают нас от других производителей.
«Ко»: Какой автомобиль вам больше всего запомнился на Женевском автосалоне?
Франц фон Хольцхаузен: Очень красивым получился концепт-кар у Saab. Как дизайнеру мне он очень нравится. Но, с другой стороны, у концептов есть очень важная функция – показать будущее развитие компании. Однако, глядя на последнюю разработку Saab, непонятно, куда эта компания движется. Всем очень интересно узнать, что же будет с Saab происходить, но, к сожалению, этот концепт-кар не дает ответа на данный вопрос.
Морай Каллум: Согласен, компания Saab представила в Женеве, пожалуй, самый удачный концепт. Кроме того, очень красивый и живой дизайн продемонстрировала AlfaRomeo.
«Ко»: Насколько тесно вы сотрудничаете с вашим акционером – компанией Ford?
Франц фон Хольцхаузен: Мы хоть и одна семья с Ford, но за ними не замужем. Поэтому Mazda не будет проповедовать те же самые идеи, что и они. Мы рассматриваем себя как японскую компанию – с японским качеством и европейскими тенденциями в дизайне. Поэтому было бы неправильным следовать направлениям Ford. Поскольку мы компании с разными судьбами.
Удачный автомобиль, конечно, оказывает влияние на работу дизайнеров. Я не раз видел, как элементы из облика автомобилей Mazda перекочевывают в концепты других производителей. С этим ничего не поделаешь, но все же каждая компания должна выбирать свой путь.
«Ко»: Что вас вдохновляет на создание именно японского стиля – ведь вы американец?
Франц фон Хольцхаузен: На самом деле здесь все очень просто. Убираться в чужом доме гораздо проще, чем в своем. Мне, неяпонцу, гораздо легче заметить яркие японские образы, чем, например, отметить что-то необычное в родном (по месту рождения) американском дизайне.
«Ко»: До прихода в Mazda вы работали в GeneralMotors. В чем отличие этих компаний в подходе к дизайну?
Франц фон Хольцхаузен: Мой переход из GM в Mazda состоялся достаточно легко. Японская компания не испытывает проблем с самоидентификацией бренда. В Mazda на дизайнера не давит большой бюрократический аппарат, как, например в GM. Идеи здесь претворяются в жизнь достаточно быстро. И сам дизайн атлетичный, понятный, легкий. Это как раз то, что я сегодня хочу делать.
Морай Каллум: Важнейшее качество, которое мы хотим видеть в наших дизайнерах, – это креативность, но не менее важна их способность к развитию. Дизайнер должен уметь раскладывать бренд на составляющие. Понимать, из чего состоит Volkswagen, а из чего – Mazda. Иногда у дизайнеров существует в голове только один автомобиль, он его и рисует. Необходимо уметь видеть бренд. Многие молодые дизайнеры не понимают важности того, что машину нужно делать в стилистике марки.
«Ко»: Как вы думаете, сколько еще лет нынешний стиль автомобилей Mazda, воплощением которого, на мой взгляд, является прежде всего Mazda3, будет сохранять свою актуальность?
Морай Каллум:Mazda3 сегодня наиболее популярный автомобиль нашей марки, который в равной степени успешно продается в Европе, Америке и Азии. Дизайн этой модели достаточно индивидуален, чтобы протянуть еще три года. Сложная работа предстоит, когда мы начнем менять этот автомобиль. С 2001 года происходит реинкарнация моделей Mazda. И обычно первая серия самая легкая, а вот делать ремейки гораздо сложнее.
«Ко»: Какие из концептов Mazdaнаиболее близки к серийному производству?
Морай Каллум: В нынешнем году мы представили три совершенно разных концепта: Senku (на Токийском автосалоне), Sassou (Франкфурт), Kabura (Детройт, Женева). И все они служат для разных целей. Senku – это взгляд на десять лет вперед. Sassou – концепт, который показывает развитие сегмента «В». Мы считаем, что он должен начать работать по-другому – более спортивно, более энергично. Если говорить о Kabura – то это маленький RX8. На примере данного концепта мы хотим протестировать, найдется ли в нашей модельной линейке место для еще одного спортивного автомобиля.
«Ко»: Вы рисуете автомобили для себя или для бренда?
Морай Каллум: Когда я был молодым, то рисовал машины больше для себя. Но, взрослея, стал все более отчетливо понимать, где мой автомобиль встанет в модельной линейке и понравится ли покупателю. В любом случае я вношу в автомобиль частичку себя, иначе он получится скучным.