Мечты сбываются


Сама "Роснефть" также превратилась в крупнейшую нефтяную компанию России отнюдь не за счет динамичного развития, а в результате поглощения активов бывшего ЮКОСа. Теперь, похоже, давняя мечта Игоря Ивановича претворяется в реальность.

На прошлой неделе Владимир Путин встретился с Игорем Сечиным, президентом BP Робертом Дадли и председателем совета директоров британской компании Карлом-Хенриком Сванбергом. Обсуждалась, по неофициальной информации, возможность покупки доли BP в ТНК-BP "Роснефтью". Условия, предлагаемые госкомпанией, не в пример лучше, чем озвучивали ранее российские акционеры нефтяного СП - AAR (Alfa-Access-Renova). "Обсуждались вопросы, связанные с продолжением и расширением присутствия компании BP на российском рынке, а также перспективы сотрудничества с российскими компаниями", - ограничиваются сухой фразой в пресс-службе Кремля. Однако наблюдатели отмечают, что, по сути, с этой рабочей встречи началось дальнейшее расширение присутствия "Роснефти" на рынке, а следовательно, увеличение политического влияния Игоря Сечина на отечественную нефтянку. "Без санкции первых лиц в России большие сделки не происходят, поэтому встреча с Путиным была неизбежной", - подчеркивает Алексей Кокин из ФК "Уралсиб".

В то же время и британцы снова пытаются начать экспансию в РФ, а сделать это без помощи "Роснефти" им не удастся. Правда, в обмен на возможность поучаствовать в разработке наших нефтегазовых провинций, в том числе на шельфе, BP будет необходимо не только продать свою долю в ТНК-BP по "рыночной", но не "премиальной" цене, но и, скорее всего, пустить россиян в свои зарубежные проекты. Такой сценарий мы уже наблюдали в случае сотрудничества "Роснефти" с Exxon. Кстати, сделка позволит "Роснефти" обогнать саму BP по такому важному показателю, как суточная добыча нефти.

Пойти на подобные условия британцев вынуждают не лучшие отношения с российскими партнерами. Так, Михаил Фридман, покидая в июне пост председателя правления ТНК-BP, упрекал зарубежного партнера в нарушении акционерного соглашения и указывал на то, что модель совместного управления компанией себя изжила. В ответ BP объявила о намерении выйти из ТНК-ВР. По соглашению акционеров ТНК-BP, у BP есть 90 дней на "добросовестные переговоры с AAR", то есть до 17 октября еще можно поторговаться. Однако эксперты предполагают, что эти переговоры ни к чему не приведут, поскольку AAR не готов переплачивать за долю своего партнера.

Теперь речь идет о приобретении "Роснефтью" половины акций ТНК-BP в обмен на $10-15 млрд наличными и примерно 12,5% акций отечественного нефтяного гиганта. У экспертов нет сомнения, что такая сделка, может быть, и будет реализована, несмотря на критический взгляд на рост госучастия в экономике и, в частности, в ТЭКе со стороны нынешнего куратора сектора Аркадия Дворковича. Косвенно на это указывает тот факт, что "Роснефть" уже ведет с банками переговоры о привлечении финансирования.

"Если "Роснефть" приобретет 50% акций за $10-15 млрд и 12,5% акций (текущая стоимость около $8,5 млрд), то такую стоимость мы считаем привлекательной для "Роснефти"", - отметил в беседе с "Ко" Андрей Полищук из Райффайзенбанка. При этом, по его словам, госкомпания может достаточно быстро окупить свои вложения. Для этого ей достаточно выводить из ТНК-BP 70-90% чистой прибыли (доля "Роснефти" может составить $2,8-3,6 млрд в год). "Партнерство с BP очень важно с точки зрения получения технологий наземной добычи", - добавляет Алексей Кокин.

"С точки зрения создания стоимости ключевым вопросом сделки является цена приобретения. Так, существенное влияние возможной сделки на отношение рынка к бумагам "Роснефти" возможно только в случае, если компании удастся приобрести долю в ТНК-BP ниже ее "справедливой" стоимости (текущая - порядка $23 млрд) либо убедить инвесторов в возникновении значительного синергетического эффекта", - отмечает Денис Борисов из Номос-банка.

Эксперты уверены, что модель совместного управления ТНК-BP действительно себя исчерпала и что российские олигархи рано или поздно, а скорее всего, достаточно быстро, договорятся с "Роснефтью" о продаже ей своей доли. "Думаю, что "Роснефть" хочет выкупить всю компанию, российские олигархи всегда были финансовыми инвесторами, в свое время Абрамович продал "Газпрому" "Сибнефть", и теперь они, видимо, пойдут этим путем. Нет такого олигарха, который бы не мечтал о национализации на рыночных условиях. Каждая половина оценивается в $20-25 млрд, при этом сделка, вероятно, пройдет ближе к нижней оценке", - считает Александр Разуваев из "Альпари". По его мнению, в такой сделке могут быть задействованы средства из гигантской "кубышки" "Сургутнефтегаза" (более $30 млрд). Эксперт напоминает, что именно "Сургут" в свое время дал "Роснефти" деньги на покупку "Юганскнефтегаза", основного добывающего актива ЮКОСа.


Алексей Кокин, аналитик ФК "Уралсиб":

"Сделка окажет смешанное влияние на стоимость "Роснефти". С одной стороны, меньше возможностей стабильно платить 25% от прибыли по МСФО из-за роста чистого долга до 1,6-1,8 EBITDA к концу этого года. С другой, и это может быть важнее, - BP и ТНК принесут новые технологии добычи и управления, в которых "Роснефть" очень нуждается.

Думаю, что поглощение ТНК возможно, и AAR, видимо, задумывается о стратегии выхода. Я даже не исключаю, что AAR хотел бы продать свою долю "Роснефти" сразу, обойдя BP. В этом случае партнерство BP и "Роснефти" все равно бы возникло на уровне ТНК, но долю в "Роснефти" получили бы уже олигархи".


Андрей Полищук, аналитик Райффайзенбанка:

"Я думаю, что BP получила и должна получать поддержку от российского правительства. Было бы просто нелогично отказываться от такого партнера, который может принести технологии, инвестиции и открыть зарубежные рынки для российских компаний. Я думаю, что в долгосрочной перспективе "Роснефть" получит контроль над ТНК-BP".


Александр Разуваев, директор аналитического департамента "Альпари":

"О том, что в российском нефтяном секторе грядут новые сделки, стало ясно, когда Игорь Сечин возглавил компанию. Он всегда был сторонником создания "нефтяного "Газпрома", предполагая консолидировать на базе "Роснефти "Сургут", ТНК-BP, "Зарубежнефть", "Транснефть". Теперь он, вероятно, начал реализовывать данную идею. Нефтяной гигант - это хорошо, однако, к сожалению, для акционеров "Роснефти" в России монетизировать запасы можно намного хуже, чем за рубежом".


Баранов Дмитрий, эксперт УК "Финам Менеджмент":

"То, что BP остается работать на российском рынке, можно только приветствовать. Это позволит поддерживать конкуренцию на рынке углеводородов, заставит наши компании быть более эффективными, увеличит инвестпривлекательность нефтегазового сектора. Главное, чтобы правила игры для всех участников отрасли были одинаковыми, то есть ни излишней строгости, ни излишнего попустительства в отношении BP российские власти не должны допускать, только работа на общих основаниях, как все остальные нефтедобытчики".


Если "Роснефть" купит 50% ТНК-BP...

Доказанные запасы нефти госкомпании по методике SEC увеличатся c 14,3 до примерно 17-18 млрд баррелей.

Для сравнения: у ЛУКОЙЛа 13,4 млрд баррелей запасов нефти, у Exxon 10 млрд баррелей, у Chevron 7,5 млрд баррелей.

Суточная добыча "Роснефти" вырастет с 2,4 до 3,3 млн баррелей против 1,85 млн баррелей в день у ЛУКОЙЛа, 2,2 млн баррелей у Exxon,
2,3 млн баррелей в день у BP.