Медная стрелка компаса показывает на восток

07.12.202313:28

Разворот на Восток — вот на что работают сейчас все мощности российской экономики. Все, что на пользу российско-китайским отношениям, — in, все, что повернуто на Запад, — out. Удивить Китай чем-то сложно. Заставить купить по рыночной цене — еще сложнее. Китайцы с гораздо большим удовольствием продают, чем покупают. Но медь в системе координат этой технологичноемкой страны стоит особняком

Китай — крупнейший потребитель меди на глобальном рынке. Он потребляет около половины всей меди, добытой в мире. И понятно почему.

По данным консалтинговой компании Wood Mackenzie, китайская промышленность производит 60% электромобилей, 50% — ветрогенераторов, 66% — модулей солнечной энергетики и 88% всех аккумуляторных батарей в мире. «Зеленый» маховик так разогнан, что аналитики полагают, что даже при отказе от ввода новых мощностей «зеленой» энергетики внутри страны Китай останется лидирующим экспортером этого вида оборудования и продолжит наращивать потребление меди.

Но вот в чем дело — ресурсы медной руды на планете конечны. На большинстве рудников добыча находится на пиковом уровне, а новых месторождений практически не осталось. И китайцы вслух уже говорят об угрозе медного дефицита — официально по этому поводу высказались эксперты в ходе 12-й ежегодной конференции по металлургии Shanghai Metals Market (SMM), проходившей в Шанхае в начале ноября этого года. В докладе SMM прямым текстом говорилось, что в условиях отсутствия новых проектов надеждой рынка остаются вводимые в эксплуатацию рудники в Хуннипо в Китае и… российский Удокан.

«Удоканская медь», имеющая запасы в размере 26,7 млн тонн, может удовлетворить растущие запросы Китая в металле, от которого зависит мировое «зеленое» будущее.


В 2,7 раза
вырастет потребление меди к 2040 году, говорится в прогнозе Международного энергетического агентства

Отсюда — интерес к проекту на самом высоком государственном уровне. Старт работе обогатительной фабрики ГМК дал президент Владимир Путин в ходе ВЭФ-2023. Восточные СМИ в свойственной им витиеватой манере назвали это событие началом нового «медного века» в истории человечества. Но если отказаться от поэтических формулировок и оперировать просто цифрами, то картина все так же впечатляет. При существующей динамике развития мировых высокотехнологичных производств мировой спрос на медь, по данным S&P Global Group, составит 50 млн тонн к 2035 году.

Эти невзрачные булыжники на самом деле содержат в себе высочайшую концентрацию меди. Фото: «Удоканская медь»

Удокан с ресурсами свыше 26 млн тонн меди является крупнейшим месторождением в России. Его нанесли на геологическую карту в середине XX века, но ученые долго не знали, как к нему подступиться. Слишком далеко, слишком холодно (зимой температура опускается до –60° С), высокогорный рельеф (около 2 тысяч метров над уровнем моря), сейсмоактивность (комбинат строили устойчивым к землетрясениям магнитудой 9 по шкале Рихтера). И вечная мерзлота.

«А самое главное, — подчеркивает председатель совета директоров „Удоканской меди“ Валерий Казикаев, — отсутствие технологии, которая позволила бы перерабатывать уникальную руду, содержащую одновременно сульфидные, окисленные и смешанные минералы». Ни разделить их, ни извлекать по отдельности тогда возможности не было.

И хотя 70 лет назад вся советская инженерная мощь не смогла справиться с этим вызовом, она оставила после себя огромный пласт научной информации и результатов геологических изысканий. Технологии, позволяющие преодолеть климатические, инфраструктурные и технологические стоп-факторы, пришли к нам только в XXI веке.

«В 2008 году наш акционер Алишер Бурханович Усманов приобрел за рекордную по тем временам сумму лицензию на Удоканское месторождение. На тот момент цены на медь на мировом рынке падали, двигаясь к отметке в $5 тысяч за тонну, — вспоминает Валерий Казикаев. — А сейчас мы понимаем, что это решение было основано на предвидении, на глубоком понимании тенденций развития мировой экономики».

Все данные об Удокане, накопленные десятилетиями, были оцифрованы и легли в основу комплексной 3D-модели месторождения, которая используется в том числе для геолого-технологического проектирования. Для будущего комбината протянули автомобильную и железную дороги и построили мост через реку Нурингнакан. Подвели линии электропередачи, системы тепло- и водоснабжения.

«Удоканская медь» — резидент ТОР «Забайкалье», режим которой предполагает уникальные дальневосточные налоговые, административные и финансовые механизмы поддержки со стороны государства

«„Удоканская медь“ прошла путь от презентаций с яркими картинками до реального производства за фантастически короткий срок», — отметила во время ВЭФ-2023 замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева. Она напомнила, как в 2008 году с нарисованными чуть ли не от руки слайдами медные энтузиасты ездили по форумам и конференциям в надежде найти инвестора. Теперь с инвестициями все хорошо — общий объем вложений на сегодняшний день оценивается в более чем 230 млрд рублей в рамках ТОР.

Реальное освоение месторождения стартовало в 2019 году, а в начале сентября 2023 года состоялся официальный запуск производства. Важное для компании событие совпало с ее 15-летним юбилеем. Полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, поздравляя «Удоканскую медь» с праздником, подчеркнул, что бизнес сделал большой даже по меркам страны шаг — наконец запустил добычу редкого металла на месторождении, открытом более 70 лет назад.

20 тысяч
человек получат работу в смежных с металлургическим производством отраслях. Это помимо 3,5 тысяч рабочих мест собственно на производстве

К середине октября — объем медной руды, добытой на Удокане, превысил 8 млн тонн. Запуск гидрометаллургического завода, запланирован на первую половину 2024 года. Залежей меди хватит на 40 лет активной работы комбината.

Сейчас уже идет добыча на участке карьера «Западный». На втором участке карьера «Западный» на высоте двух тысяч метров над уровнем моря идут «вскрышные» работы — для достижения рудного тела требуется пройти около 60 метров. В перспективе планируется ввести в эксплуатацию карьер «Наминга» с самой богатой рудой.

Сырье для энергоперехода

Стимулом развития проекта «Удоканской меди» стал планируемый во всем мире энергопереход, который предусматривает переход от ископаемого топлива на альтернативные источники. И хоть фраза «медь — новая нефть» — это пример стилистической фигуры речи, очевидно, что без нее новая энергетика никуда не поедет.

Главный «медный плюс» — высокая электро- и теплопроводность. Именно благодаря этому металл стал незаменимым при производстве полупроводников, солнечных батарей, ветряных электростанций, электромобилей и гибридной техники.

Кроме того, медь — компонент многих побочных высокотехнологичных разработок. Например, сотрудники РЭУ им. Плеханова недавно представили не имеющий аналогов биоразлагаемый полимер, созданный на основе оксида меди. Новый материал легко заменяет неэкологичный пластик, используемый в медицинских и сельскохозяйственных инструментах.

«Разработанная российскими специалистами схема переработки сложной удоканской руды — яркая демонстрация технологического суверенитета, — говорит председатель совета директоров «Удоканской меди» Валерий Казикаев. — Сегодня по запатентованной нами флотационно-гидрометаллургической технологии здесь производят сульфидный концентрат. А в ближайшее время начнется производство катодной меди».

Производительность комбината составит до 15 млн тонн руды в год. Но это не предел — эта цифра удвоится с запуском второй очереди ГМК, которая запланирована на 2028 год. После этого компания выйдет на производство до 450 тысяч тонн в год.

Компания уже начала проектирование второй очереди комбината. По словам Валерия Казикаева, уже готово технико-экономическое обоснование проекта и создан технологический регламент для проектирования. «Мы провели консультации с ведущими проектными и научными институтами», — отметил он.

«Зеленым» проектам — зеленый свет

Было бы странно, если бы компания, работающая на «зеленую» энергетику, не заботилась об окружающей среде. Строгие международные стандарты экологичного производства — для нее вовсе не дань моде. Существенно снизить вредное воздействие удалось за счет гидротехнологии — и отказа от пирометаллургии, где переработка руды идет при высоких температурах, в результате чего образуются токсичные выбросы.

Водные стоки, которые появляются в результате гидрометаллургических процессов, очищаются и отвечают строгим нормативам рыбоводческих хозяйств. А создание системы сбора и очистки дождевых и подотвальных сточных вод на карьере — самое сложное и дорогостоящее природоохранное мероприятие в рамках этого проекта.

Вписать огромное высокотехнологичное производство в природный ландшафт так, чтобы оно не нарушало пейзаж, — задача для действительно ответственного бизнеса. В Удокане это удалось. Фото: «Удоканская медь»

Локомотив для развития региона

Директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов называет строительство ГМК на Удокане проектом фантастической силы. С одной стороны, проект выводит комбинат в топ-10 крупнейших медных производителей. С другой — придает мощный стимул экономическому развитию всего северного Забайкалья.

Реализация такого масштабного проекта стала настоящим событием в жизни всего Каларского округа. Несколько поколений местных жителей, начиная от проводников-каюров, которые сопровождали первые геологические экспедиции, ждали, когда в их поселки придет цивилизация. И вот она здесь. А это значит, что в Каларской районной больнице построены современные модули, Читинский онкологический центр оснащен новой техникой. В Новой Чаре появились стадион и сквер, яркие детские площадки, теплый хоккейный корт и детская секция карате. Она уже принимала межрегиональные спортивные состязания «Северный пояс». Благодаря материальной поддержке компании в поселковой школе даже открыт лингафонный кабинет, где проходят занятия по изучению эвенкийского языка.

2,5 млрд рублей
выделила «Удоканская медь» за 15 лет работы в регионе на поддержку проектов в области образования, здравоохранения, спорта и культуры

А еще компания взяла под патронат находящийся неподалеку национальный парк «Кодар» — соглашение об этом было подписано между компанией и Минприроды на ПМЭФ-2022. Кроме прочего, оно предусматривает и развитие туристической инфраструктуры — а это отдельная и очень интересная ветка экономического развития этой уникальной, но очень непростой территории.