Менеджер, который тянет "Ригли"
Игорь Савельев пять лет руководит российским отделением Wrigley. При нем московская "Ригли" на 20% увеличила свою долю на отечественном рынке. Из компании вскоре будет уволен последний иностранец. С экспатами у россиянина свои счеты.
У 39-летнего Игоря Савельева улыбка немного застенчивая. Так, наверное, должен улыбаться "хороший русский мужик". Савельев заражает своим спокойствием и уверенностью.
О чем он мог мечтать в 1983 году, окончив Московский институт иностранных языков? Разумеется, о работе за рубежом - желательно в европейских странах. В ту пору в Москве как раз набирали переводчиков в советскую миссию при женевском офисе ООН. Игорь сумел пробиться на престижные курсы и уже через год уехал в Женеву переводчиком-синхронистом. Работал с тремя языками: английским, испанским и французским.
Окунувшись в гущу международных событий, Игорь получил счастливую для гражданина СССР возможность сформировать реальное представление о том, как устроен мир и какое в нем место занимает бизнес.
В Женеве он провел три года. С началом перестройки вернулся в Москву и получил работу переводчика в МИДе. Все опять было очень интересно и на высоком уровне: обслуживание переговоров Джорджа Буша с Горбачевым, затем работа с Ельциным. По признанию самого Савельева, это дало ему ощущение причастности к мировым политическим событиям. И кое-какие связи, которые пригодились в будущем. Но об этом позже.
Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба нашего героя, если бы советский МИД в 1991 году постепенно не превратился в российский. Дипломатическое ведомство вступило в период встрясок и передряг. Карьерное будущее Игоря Савельева стало неопределенным. И он принялся искать другие варианты.
Куда я - туда жена
В России открывали офисы иностранные компании. Нынешний глава "Ригли" не стал подряжаться на мелкие должности, а решил сыграть по-крупному - поступить в западную бизнес-школу. Некоторые из этих учебных заведений тогда запускали программы обучения россиян за счет своих государств. Игорь Савельев думал, что знание языков дает ему преимущество при поступлении.
Сначала он подал документы в некую московскую фирму, проводившую отбор в испанскую бизнес-школу, название которой Савельев почему-то отказывается называть. Вспоминая об этом случае, бывший синхронный переводчик улыбается. Бывшего синхронного переводчика ООН завалили на экзамене по английскому. Да еще и с особым цинизмом: во время проверки его способности воспринимать иностранную речь на слух. Потом организаторам невозможно было доказать, что из магнитофона, прокручивающего кассету с английским монологом, ничего, кроме шума, не доносилось. Видно, в тот раз в школу должны были поступить другие люди.
После "этой чудной испанской бизнес-школы", как называет ее Савельев, в том же 1992 году он предпринял еще одну попытку, оказавшуюся удачной. Правда, позвонив по объявлению в газете, он первым делом выяснил, кто организует экзамены. Оказалось, что речь идет о теперь уже знаменитой "программе Маски", благодаря которой десятки россиян получили возможность бесплатно учиться в бизнес-школах.
Савельев успешно прошел все стадии отбора и одним из первых россиян уехал в Атланту - в бизнес-школу Goizueta университета Emory. Правда, до начала учебы ему пришлось решить еще одну проблему.
К тому времени Игорь был женат. По условиям программы он должен был ехать в Америку один, но не хотел два года жить без супруги. Российским стипендиатам по приезде в США организовали встречу с конгрессменами. Пользуясь случаем, имевший опыт общения с дипломатами Савельев поделился своей проблемой с влиятельным сенатором Митчеллом. Тот его внимательно выслушал, и уже через две недели Игорю дали разрешение привезти в США семью. Причем не в виде исключения - сенаторы внесли изменения в "программу Маски". Российские слушатели бизнес-школ тех лет должны благодарить именно Игоря Савельева за то, что два года жили в Америке вместе с семьями.
Пострадал за Россию
Сейчас генеральный менеджер "Ригли" понимает, что с бизнес-школой ему повезло. Emory и теперь занимает 21-е место среди американских школ в рейтинге U.S. News & World Report, а в 1992 году она вообще входила в первую двадцатку.
"Школа оправдала все мои ожидания, - говорит Игорь Савельев. - У нас была хорошая двухлетняя программа, которая включала летнюю стажировку. Ее я проходил в Coca-Cola".
С этой компанией у Савельева и вышел первый казус. В принципе предложение поработать после получения диплома МВА в московских офисах он получил от нескольких западных компаний. Но Савельев почему-то решил пробиваться в компанию, где проходил стажировку. Наверное, остальные предложения были не столь заманчивы.
Вернувшись в Москву летом 1994 года, Савельев вопреки ожиданиям обнаружил, что в московском офисе Coca-Cola его если и ждут, то отнюдь не с распростертыми объятиями. Все топ-позиции в представительства в те годы занимали экспаты. На россиян в представительстве смотрели свысока. Фактически для граждан России существовал негласный должностной "потолок". Coca-Cola предложила обладателю МВА поучаствовать в полугодовой тренинговой программе. Дескать, посмотрим, на что ты способен, а там уже предложим конкретную позицию.
Савельев согласился на эти правила игры. И в результате потерял полгода. "Никаких предложений через полгода не последовало, - вспоминает он. - Думаю, проблема была не во мне, а в тогдашней ситуации в Coca-Cola".
Игорь Савельев ушел из Coca-Cola, поговорив напоследок с топ-менеджерами представительства на повышенных тонах. И уже через два дня ему позвонили хэд-хантеры. Группа швейцарских консультантов, работавших для продовольственной компании Nabisco по Восточной Европе, предложила ему пост директора российского отделения.
В шкуре Грефа
Тогда Nabisco только начинала широкие операции в России, намереваясь продавать здесь печенье, конфеты, жевательную резинку, ореховое масло, сухие соки и некоторые другие товары. Савельеву было предложено подготовить программу развития операций компании в России. Параллельно с ним свои программы писали и иностранные специалисты, и было неизвестно, чей вариант будет принят руководством компании.
"Проработав в компании какое-то время, я обнаружил несколько малоприятных вещей, - вспоминает Игорь Савельев. - У компании не было стратегических намерений и готовности работать в России по-крупному. На мой взгляд, существовало три возможных варианта развития. Один из них был работоспособным, и я его отстаивал. Два других я считал тупиковыми".
В чем была суть разногласий между "программой Савельева" и его оппонентами, наш герой вспоминать не хочет. Похоже, он вообще не любит вспоминать о неудачах.
Как бы там ни было, к сентябрю 1995 года Савельев должен был сформулировать свои стратегические идеи и пятилетний план развития бизнеса Nabisco в России. Европейский офис находился в Женеве, там и проходила сентябрьская презентация альтернативных программ. За месяц до этого Савельеву позвонили хэд-хантеры из агентства Amrop International. Они предложили главе московского офиса Nabisco подумать о должности генерального менеджера "Ригли".
"Я ответил, что работаю в другой компании и для меня важно, какую программу развития здесь в итоге примут, - рассказывает Игорь Савельев. - Мы договорились: если будет выбран вариант, который мне представляется разумным, я остаюсь в Nabisco. Если нет - я им перезвоню и мы продолжим разговор"
Женевская презентация длилась пятнадцать часов, но надежды Игоря Савельева не оправдались. Европейские боссы вежливо его выслушали, поблагодарили и даже нашли рассуждения россиянина рациональными. Но все-таки приняли решения, против которых он выступал. Так Игорь оказался в "Ригли".
Жевать и не переживать
Бывшего синхронного переводчика ООН завалили на экзамене по английскому. Да еще и с особым цинизмом - во время проверки его способности воспринимать иностранную речь на слух.
Европейские боссы выслушали Савельева и вежливо поблагодарили. Но все-таки приняли решения, против которых он выступал.
Если ты руководишь компанией, которая торгует по всей России, есть большой риск "оторваться от реальности", считает Савельев. Чтобы этого не произошло с ним самим, Савельев старается как можно чаще ездить по региональным отделениям. В таких командировках генеральный менеджер "Ригли" проводит 70% своего рабочего времени. Встречается с многочисленными торговыми представителями и менеджерами.
"Приезжая на место, ты ясно видишь, как меняется ситуация, насколько правильны предпринятые тобой шаги и какими могут быть твои действия в дальнейшем, - объясняет Савельев. - Эту часть работы я люблю больше всего и считаю ее наиболее важной". А может быть, он просто удовлетворяет свою страсть к путешествиям?
Сегодня "Ригли" имеет крупные офисы в семи регионах России. На компанию внутри страны работают более 2 тыс. человек. Система национальной дистрибуции "Ригли" сопоставима лишь с двумя-тремя компаниями в России, среди которых Mars и та же Coca-Cola. Бывшие сослуживцы Савельева из Nabisco o таких масштабах могут только мечтать.
Одно из самых важных региональных подразделений "Ригли" - фабрика в Санкт-Петербурге. Ее строительством Савельев занимался два года. Wrigley вложила в российское производство жвачки $80 млн, и теперь завод выпускает 14 млн т продукции в год. Большая ее часть потребляется в России, остальное - на Украине, в странах Балтии и бывшей Югославии.
Этот завод Савельеву удалось запустить вовремя - незадолго перед августовским кризисом 1998 года. Производство в России стало конкурентным преимуществом "Ригли", дав компании возможность не привязывать отпускные цены к курсу доллара. Хотя 30 - 40% объема продаж, по признанию Игоря Савельева, "Ригли" после кризиса потеряла (абсолютные финансовые показатели держатся в тайне).
Савельев, которого когда-то не приняли в Coca-Cola из-за царившего там засилья экспатов, постепенно заменяет своих иностранных сотрудников на россиян. Последний из экспатов - финансовый директор компании - уже передает дела своему русскому коллеге.