Менеджеры возвращаются

08.03.199900:00

К лету прошлого года, по некоторым оценкам, в иностранных офисах, расположенных в Москве, работали около 30 тыс. россиян. После 17 августа 60% из них были уволены. Кажется, ни одна западная компания еще публично не призналась в сокращении штатов. Тем не менее провели такие сокращения почти все.

«Меня добил мат»

Компьютерная Oracle, по нашим данным, уволила четверть персонала, Coca-Cola и Procter & Gamble - около 30% персонала, IBM - половину. В московском представительстве химической Rhone-Poulenc S.A. из 300 сотрудников, работавших год назад, осталось около 200. Список можно продолжать долго. Назовите любую компанию с мировым именем - и вы, скорее всего, не ошибетесь.

За последние полгода в западных компаниях прошли три волны увольнений. Сначала избавились от части обслуживающего персонала вроде секретарей и водителей, затем - от молодых менеджеров по продажам. Потом наступил черед других менеджеров и специалистов.

«По количеству и спектру приходящих к нам резюме мы можем предположить, что почти все иностранные компании урезали штаты, - говорит Валерий Оськин, заместитель гендиректора кадрового «Агентства Контакт». - Некоторые из них, несмотря на декларации о том, что они остаются в России, сократили персонал на 90%».

Азиатские компании пока не столь решительны. Об отсутствии сокращений нас уверяли представители корейской Samsung и японской Сanon. Впрочем, некоторые рекрутеры полагают, что массовые увольнения в азиатских фирмах начнутся после 1 апреля. В этот день по восточной традиции начинается новый финансовый год, и тогда же приходят директивы из штаб-квартир.

Большинство сокращенных сотрудников иностранных фирм ищут работу по объявлениям и через кадровые агентства. По мнению рекрутеров, специалист, поработавший в западной фирме, хорош сразу по двум причинам. Во-первых, он перенял западные стандарты бизнеса у «экспатов», с которыми работал бок о бок. Во-вторых, в иностранных компаниях принято организовывать сотрудникам дополнительное обучение - семинары, тренинги, стажировки за границей.

Однако наряду с плюсами у многих из этих менеджеров есть и типичные минусы. У руководителей кадровых служб бытует мнение, что в западной компании менеджер работает в «цивилизованных» условиях. В более жестких условиях российского бизнеса, он, возможно, не сможет работать столь же эффективно.

Но это не единственный минус. «В западных компаниях у менеджеров зачастую очень узкие функции, - говорит Елена Сыроегина, директор консалтинговой фирмы «ЛКТ Решение». - Обычно они не принимают решений сами. Работа же в российской фирме требует больших предпринимательских навыков».

«Уволенных из западной компании можно разделить на две категории, - утверждает Константин Осетров, президент агентства «Евроменеджмент». - Первая категория - топ-менеджеры, востребованные на рынке. Вторая - персонал низкой квалификации, но привыкший работать в благоприятной обстановке. У последних шансов устроиться с прежним комфортом почти нет. Они в силу несоответствия их привычек и самооценок реальному профессиональному опыту котируются ниже соотечественников, которые прошли огонь и воду российского бизнеса».

Значительная часть бывших сотрудников западных фирм до сих пор остаются невостребованными и продолжают искать работу. Те же, кому все-таки удается ее найти, далеко не всегда добиваются взаимопонимания с российским работодателем.

Бывший заместитель руководителя департамента московского представительства Coca-Cola, проработав в этой компании пять лет, после замораживания его проекта осенью был уволен. Менеджер быстро нашел работу на высокой должности в крупной российской торговой структуре, но через два месяца уволился оттуда:

«На новом месте напрочь отсутствовала традиция коллективного обсуждения программы действий. Принимать решение нужно было самому, причем очень быстро и используя минимум информации, а порой и вовсе полагаясь лишь на интуицию. Мои новые подчиненные оказались слабыми специалистами. Пришлось их учить, а они в ответ обижались. В результате начались конфликты. Но добил меня мат. Похоже, крепкое слово - главный аргумент руководителей этой фирмы». Уволившись из российской компании, менеджер отправился учиться в США.

Татьяна, бывший старший менеджер швейцарской торговой компании Schlumberger, также была уволена минувшей осенью. После безуспешных поисков работы, адекватной ее опыту, Татьяна трудится сегодня в небольшой маркетинговой фирме на одной из самых низших должностей - она анкетирует по телефону представителей разных фирм.

Две стороны сокращений

В краткосрочной перспективе массовый исход специалистов из иностранных офисов выгоден отечественным компаниям. На этой волне можно подобрать себе опытных профессионалов, успевших познакомиться с западными принципами построения бизнеса и корпоративной культурой. Они и на новом месте будут работать так, как их научили иностранные работодатели.

В долгосрочном же плане массовые увольнения - плохая новость не только для тех, кого увольняют. Западные компании давно уже стали своего рода кузницей кадров для российских фирм. Специалисты «с русской душой», но поварившиеся в иностранной бизнес-кухне, при всех уже названных недостатках все же считаются первоклассным товаром на рынке труда. Некоторые кадровые агентства давно поставили на поток переманивание таких менеджеров в компании своих российских клиентов. Теперь пропускная способность этой «школы кадров» резко уменьшается.

«Проводимые иностранными компаниями сокращения ограничивают возможности российских менеджеров перенимать зарубежный управленческий опыт и технологии», - говорит Том Сиперс, генеральный директор московского представительства агентства Nicholson International.

Тем, кто не успел набраться опыта в западной компании, например выпускникам вузов 1999 - 2000 годов, останется лишь учиться у бывших коллег западных менеджеров. А копия с копии, как известно, особым качеством не отличается.

Впрочем, есть и оптимисты, считающие, что осенние сокращения в иностранных компаниях пойдут на пользу отечественному бизнесу. «Пульсирующий принцип, когда западные компании то набирают, то сокращают персонал, полезен российской экономике, - считает Сергей Жижокин, менеджер по персоналу «Русского банка развития». - Те, кто работал в западных фирмах, успели многому научиться и теперь будут использовать полученные знания и навыки в отечественных компаниях. А через некоторое время иностранные фирмы снова начнут набирать работников, и это позволит пройти школу их менеджмента уже новой волне российских специалистов».