Мэр стал сговорчивей

26.04.200400:00

После пяти лет упорных переговоров столичные чиновники разрешили шведской компании IKEA построить эстакаду через Ленинградское шоссе, чтобы упростить подъезд к магазину. Негласной причиной запретов всегда считали ревность мэра к Московской области (иностранный ритейлер начал с освоения Подмосковья) и принципиальность самих шведов.

Создать транспортную развязку планировалось еще в 1999 году, к открытию первого мебельного супермаркета. Был подписан контракт со строителями на $4 млн и даже установлены опоры. Однако московские власти, в чьем ведении находится соответствующий участок трассы, заявили, что эстакада испортит вид на монумент «Противотанковые ежи». Работы были заморожены, а представители IKEA начали обивать пороги чиновничьих кабинетов. В компании связывают получение разрешения на cтроительство эстакады с собственной кропотливой работой. «Все это время мы не сидели сложа руки, а проводили расчеты проекта и согласования», – утверждает представитель IKEA Ирина Ваненкова. Эстакада пройдет в 90 м от первоначально выбранного места.

Сдвинулся с мертвой точки и проект по строительству магазинов в Москве. Несколько лет назад из-за размолвок с мэрией шведской компании запретили осваивать уже купленный участок на пересечении Кутузовского проспекта и третьего транспортного кольца. Однако отношение к IKEA недавно стало меняться. Юрий Лужков даже заявил во время визита на форум «Москва-инвест – 2004» в ОАЭ, что сети будет выделено три участка в столице, один из которых находится в непосредственной близости от делового центра «Москва-Сити».

«Думаю, что отношения между чиновниками и IKEA налаживаются, поскольку мэрия наконец поняла, что это сильный инвестор. Может, и шведская компания поменяла свои позиции по каким-то вопросам», – говорит Юлия Никуличева, ведущий аналитик консалтинговой компании в области недвижимости Jones Lang LaSalle.

На мэра могла повлиять и настойчивость генерала – губернатора Бориса Громова: областная администрация попросила IKEA наконец-то решить проблему пробок. По словам Никуличевой, сейчас плотность Ленинградского шоссе составляет 22 000 машин на полосу в день, и это один из самых высоких показателей в городе. Загрузка трассы может увеличиться после открытия в сентябре нового гипермаркета «Ашан», а в декабре – торгового центра «Мега-2». Тогда обстановка на трассе превратится в страшный сон как для областных, так и для столичных чиновников. В Шереметьево прилетает большая часть иностранцев, и затор на въезде в город может сильно сказаться на их мнении об инвестиционной привлекательности Москвы.

Примечательно, что одновременно Юрий Лужков начал решать и проблемы другого глобального ритейлера – компании «Ашан». Прежние попытки французов попасть в Москву не увенчивались успехом – все три гипермаркета расположены за МКАД. А недавно мэр лично принял президента французской сети Кристофа Дюбрюлля.

Помирившись с иностранными ритейлерами, московское правительство убивает сразу двух зайцев – получает инвестиции и устраняет повод для нападок со стороны федеральной власти. Оба фактора одинаковы важны для мэра в его нынешнем положении. В последнее время стало очевидно, что достигнутый в начале правления Путина компромисс между Москвой и центром больше не устраивает президентское окружение. Юрий Лужков одну за другой проигрывает партии в игре против федералов. Налог с продаж все-таки отменили. Мэру не удалось отстоять муниципальный статус памятников культуры, массовый снос и перестройку которых все чаще вменяют в вину ему лично. Генпрокуратура все настойчивее спрашивает за несоответствие московского законодательства федеральному. Кресло под Юрием Лужковым зашаталось. Даже российские торговые сети стали обзаводиться лоббистами более высокого полета, чем люди из московского правительства – так, в совет директоров «Перекрестка» вошел бывший вице-премьер российского правительства Олег Сысуев, а в «Седьмом континенте» скоро появится другой бывший высокопоставленный чиновник – Борис Федоров. В этой ситуации разрешение конфликта московской власти с иностранными ритейлерами можно расценивать как стремление закончить мелкие военные операции, чтобы сосредоточиться на подготовке к более крупному сражению.