Мэрский транспорт
Мэр Москвы Юрий Лужков публично признался в том, что и так ни у кого не вызывало сомнений: он собирается и дальше оставаться мэром Москвы. Лужков выдвинул свою кандидатуру на выборы главы исполнительной власти города, которые состоятся 7 декабря.
Предвыборную кампанию он начал на том же заседании столичного правительства, на котором назвал себя кандидатом. Критика Юрия Лужкова обрушилась на программу развития городского общественного транспорта на период до 2006 года. Похоже, этим Юрий Лужков собирается убить двух зайцев: продемонстрировать заботу о простых горожанах и заодно наметить себе фронт работ на новый срок. Но, к всеобщему удивлению, общественный транспорт в Москве «не улучшился» за 13 лет фактического правления нынешнего градоначальника.
По мнению члена научного совета московского Центра Карнеги Андрея Рябова, начало предвыборной суеты именно с проявлений «заботы» об общественном транспорте закономерно. Просто общественным транспортом пользуются самые бедные обитатели столицы. Они же и самые активные избиратели, которые не пропускают не только выборов мэра, но даже и президентских выборов. Средний класс столицы (его можно охарактеризовать как сообщество «людей с машинами»), по мнению Рябова, на выборы мэра не пойдет: его представители слишком инертны и голосуют только при угрозе прихода к власти правых или левых радикалов. Но к этим выборам мэра это не относится.
Занятно, но объектами критики Юрия Лужкова оказались именно те проекты, на которые мэрия еще полгода назад возлагала основные надежды по улучшению работы общественного транспорта. Например, Лужков в пух и прах разнес программу установки турникетов в наземном транспорте и планы акционирования ГУП «Мосгортранс». Это полностью соответствует модели поведения мэра Москвы, предложенной Андреем Рябовым. «У Лужкова нет реальных конкурентов, – говорит он. – И ему очень не хочется, чтобы его избрали как воплощение «меньшего зла», которому все равно нет альтернативы. Поэтому в нынешней ситуации Юрий Лужков вынужден сам «находить» проблемы и сам же их решать. И транспортный комплекс Москвы позволяет ему оттенить новыми инициативами устоявшийся имидж гаранта стабильности.
В этом ключе становится ясно, почему московская мэрия развивает самые экстравагантные транспортные системы и проекты. Например, как рассказал «Ко» пожелавший остаться неназванным сотрудник управления транспорта правительства Москвы, сейчас в управлении работают над внедрением в жизнь спутниковой системы навигации. С ее помощью диспетчеры должны отслеживать местоположение каждого трамвая и троллейбуса. Правда, не совсем понятно, какой в этом практический смысл – ведь трамваи и троллейбусы с маршрутов не сворачивают и друг друга не обгоняют. А их местоположение можно выяснить при помощи простой и, главное, дешевой радиосвязи. Стоимость этого проекта не разглашается как «коммерческая тайна».
Однако альтернативу спутниковой навигации московское правительство видит не в радиосвязи, а в использовании, например, дирижаблей. По словам собеседника «Ко», они должны парить над столицей и посредством телекамер передавать на Землю информацию о городском движении. Но и это еще не все. Чтобы разгрузить пригородные электрички, городское управление транспорта, как свидетельствует его представитель, уже приступило к закупкам вертолетов «Камов».
В свете таких программ можно надеяться, что за время следующего срока на посту мэра Москвы Юрий Лужков осуществит все мечты Жюля Верна.
Непонятно другое: зачем покупать вертолеты, которые москвичам «без машины» не по карману, когда можно за те же деньги построить несколько линий легкого метро? Или зачем тратиться на дирижабли, если эффективность управления городским транспортом можно повысить путем простого объединения «Мосгортранса» и Московского метрополитена?