Top.Mail.Ru
архив

«Мертвые души»

На прошлой неделе сразу несколько аналитических агентств, изучающих российский рынок сотовой связи, и торговых сетей салонов связи опубликовали итоги 2004 года. Расхождение между крайними цифрами – удивительное. Если агентство J’son & Partners насчитало в России 78,6 млн абонентов, то компания «Евросеть» утверждает, что реальных «людей-абонентов, имеющих и покупающих телефоны», 45,7 млн. Агентство основывает свои цифры на официальной информации операторов, а торговая сеть – на «вестях с полей» продаж. Зазор между данными составляет около 33 млн человек, то есть 40% от всего объема рынка.

При расчете стоимости сотового оператора ключевым показателем помимо лицензии и инфраструктуры выступает «цена» одного говорящего абонента. Обычно она составляет около $200 – 300. Эти же данные закладываются в бизнес-планы, под которые привлекаются займы на развитие компаний. Операторам выгодно завышать свою абонентскую базу, поскольку так легче убеждать финансистов. Аналитики же, не имея возможности проверить данные компаний, лишь создают красивую и наукообразную «упаковку». В результате спорного «переучета», проведенного «Евросетью», капитализация сотового рынка «похудела» на $6 – 8 млрд, и динамика его развития выглядит не так оптимистично, как в глянцевых годовых отчетах операторов.

В кулуарах телекоммуникационных конференций уже давно говорится о том, что стоимость российского рынка сотовой связи завышена почти вдвое. Одних только «мертвых душ» в реестрах абонентов как минимум 10 млн. Механизм появления таких фантомов довольно прост. Обычно при покупке контракта во время промо-акций, которые идут друг за другом в течение года не прекращаясь, вам на счет зачисляют еще дополнительные средства. Этот «подарок» обычно составляет $10 – 15. Заплатив за контракт около 300 руб., вы получаете на свой счет более $20. Наиболее ушлые абоненты просто выговаривают эти средства за месяц, а затем покупают новую sim-карту. За год они могут поменять 8 – 10 телефонных номеров, поскольку операторы не хотят устанавливать ограничения на количество контрактов, зарегистрированных на одного человека. По мнению аналитиков Mobile Research Group, количество «мертвых душ» может достигать 15% от заявленных операторами.

По информации J’son & Partners, в начале этого года произошло очередное «историческое событие»: уровень проникновения мобильной связи в московской лицензионной зоне составил 103%. То есть количество абонентов превысило число жителей. Эти цифры дают основание считать, что сотовый рынок столицы близок к насыщению, а значит, соотношение его долей между сотовыми операторами уже не будет принципиально меняться. С таким утверждением категорически не согласны представители «МегаФона». По их мнению, подобные расчеты основаны на неточных сведениях.

Тем не менее российский сотовый рынок находится сейчас на первом этапе развития. Например, в Европе вслед за достижением пределов насыщения абонентской базы начался рост средней прибыли на абонента. Изменился стиль жизни. Люди стали больше говорить по телефону и использовать его для выхода в Интернет и обмена мультимедийной информацией. Следовательно, впереди новая маркетинговая война операторов – только на этот раз брать они будут не количеством абонентов, а их качеством.

Еще по теме