Top.Mail.Ru
рынки

Беспилотная форма конкуренции: почему дроны чаще атакуют меткомбинаты России

Фото: Северсталь Фото: Северсталь

Третий удар беспилотников по крупнейшим меткомбинатам дает основания говорить о новой стратегии украинских атак. Киев стремится не только лишить российский ВПК стали, но и снизить экспортные доходы. А возможно и занять российскую нишу на внешних рынках. Впрочем, последнее предположение пока не очень подтверждается: рынки сбыта российских и украинских меткомбинатов с 2022 года заметно разошлись. 

Ударные дроны впервые долетели до Вологодской области, расположенной в 900 км от украинской границы. 7 марта в шесть утра возле доменной печи №4 Череповецкого металлургического комбината произошел взрыв. Подразделение «Северстали» Алексея Мордашова, ключевым активом которого является ЧерМК, сначала сообщило о «технологическом инциденте», но после подробностей происшествия в местных СМИ губернатор области Георгий Филимонов признал: это был беспилотник «неустановленной принадлежности». Сообщается, что печь продолжила работу.

За последние две недели это уже третья атака дронов на крупнейшие металлургические комбинаты России, принадлежащие миллиардерам из российского Топ-10. 24 февраля беспилотник попал в один из цехов Новолипецкого меткомбината Владимира Лисина. После взрыва в одном из цехов вспыхнул пожар, сообщил в телеграм-канале губернатор Липецкой области Игорь Артамонов. Baza писала, что пострадал коксохимический цех с холодильными установками. А 6 марта украинские беспилотники дважды атаковали топливную базу Михайловского ГОКа в Курской области, принадлежащего USM Алишера Усманова.

Металлурги под ударом

Атаку на Череповец, если ее устроила Украина, нельзя назвать рекордной по дальности. 21 января беспилотник атаковал химический терминал «Новатэка» в порту Усть-Луга Ленинградской области, а это уже более 1000 км от украинской границы. Тем не менее, выбор последних трех целей примечателен. 

НЛМК — крупнейший в России металлургический комбинат полного цикла. Производит сортовой и плоский прокат для всех видов машиностроения, а также трубы, арматуру, швеллеры, уголки и тп. Поскольку под санкции ни предприятие, ни Лисин не попали, 44% продукции комбинат реализует на внутреннем рынке, 19% в Евросоюзе, еще 20% в США. При этом в Соединенных Штатах и Китае у Лисина есть собственные металлургические заводы.

Михайловский ГОК — крупнейшее по запасам железной руды предприятие в Европе и третье в Европе и СНГ предприятие по обогащению железной руды. Производит агломерационную руду, железорудный концентрат, неофлюсованные и офлюсованные окатыши. Основными их потребителями являются российские металлургические комбинаты, включая «Северсталь». До санкций США и Великобритании продукция ГОКа поставлялась в Евросоюз, сейчас поступает в Казахстан и Китай. 

ЧерМК — второй по величине в России меткомбинат, и тоже полного цикла. «Северсталь» здесь выплавляет чугун и сталь, производит трубы, сортовой и плоский прокат для производства автомобилей, судов, бытовой техники, строительной отрасли. Предприятие экспортирует продукцию более чем в 60 стран мира. Основным рынком «Северстали» был ЕС, но с весны 2022 года Евросоюз полностью прекратил закупки продукции у компании. Сейчас холдинг направляет продукцию на рынки стран глобального юга. 

Кому выгодно? 

Киевские СМИ после атаки на Новолипецкий меткомбинат писали, что ее организовали СБУ и ГУР, поскольку НЛМК поставляет сталь для военных нужд. Однако сегодня в такой оптике можно признать «оборонной» почти любую отрасль российской индустрии. Telegram-канал «Суверенная экономика» отмечает, что подобные атаки могут преследовать и другие цели. В частности, их выгодоприобретателем может оказаться богатейший украинский олигарх, владелец холдинга «Метинвест» Ринат Ахметов. Его компания является прямым конкурентом НЛМК на экспортных рынках, утверждает канал. И в случае остановки российского производства хотя бы на месяц, «Метинвест» может занять освободившуюся нишу.

Действительно, с весны 2022 года главный холдинг Ахметова «Метинвест» потерял в Мариуполе Азовсталь и ММК им. Ильича. Эти два крупнейших меткомбината производили до 40% украинской металлопродукции. Эксперты оценили потери олигарха в $9,3 млрд., сам Ахметов говорил об ущербе в $17-20 млрд. Кроме того, законсервирован и поврежден крупнейший в Европе Авдеевский коксохимический комбинат. Компенсировать потери олигарх пытается покупкой металлургических заводов в Европе, куда он мог бы поставлять руду со своих ГОКов в Кривом Роге.

География экспорта «Метинвеста» существенно изменилась. До весны 2022 года холдинг Рината Ахметова экспортировал в Европу менее 10% железорудного сырья, а основной объем экспорта шел морем через Одессу в Китай. Сейчас экспорт полностью ориентирован на европейский рынок, откуда ушли россияне. В 2023 году «Метинвест» поставлял продукцию в Германию, Чехию, Словакию, Италию через порты и железные дороги Польши. И компания сообщала о готовности наращивать экспорт, если будут разблокированы порты Одессы.

Для российских производителей стального проката, арматуры, сварных и бесшовных труб рынок Евросоюза с 2022 года закрыт. Взамен они нарастили поставки стальных полуфабрикатов в Китай, но в прошлом году цены на них в КНР упали, и российский экспорт туда снизился в 4 раза. Эксперты ЦБ ожидают, что основным рынком для металлургов все больше будет становиться внутренний рынок РФ, где уже сейчас арматуру продавать выгоднее, чем за границей.

Промышленный эксперт Леонид Хазанов допускает, что удары по крупным объектам российской металлургии могут быть и попыткой нарушить поставки металла оборонным предприятиям, и формой конкурентной борьбы одновременно. Но после санкций Запада, вынудивших многих российских производителей металла искать новые рынки сбыта на «глобальном юге», бороться за европейский рынок с россиянами у украинцев нет особой нужды, замечает он.

Еще по теме