Top.Mail.Ru
архив

Место для микро

инвестиции
В крупных же городах целевая аудитория МФО сокращается стремительно, поскольку малограмотное население не имеет доступа к информации (читай: к Интернету). Так, по данным ФОМ, на осень 2010 г. месячная аудитория Интернета в России составляла 46,5 млн человек в возрасте старше 18 лет - около 40% населения данной возрастной группы. За последние три года эта аудитория прирастала в среднем на 20% в год. Разумеется, регионы все еще серьезно уступают столицам с точки зрения проникновения Интернета, но при сохранении тенденций к осени 2014 г. разрыв между Россией (без учета Москвы) и Москвой сократится в три раза, с 26 до 8%. Эти цифры означают, что аудитория стремительно маргинализируется. При появлении сильных розничных банков в регионах на долю МФО остается самый неблагополучный сегмент с мелкими займами и высокой стоимостью операционной модели. Даже при больших ставках, в которые "вбит" риск, географический охват должен быть большим и увеличивающимся, так как при относительно небольших суммах займов доходы с одного заемщика невелики. А этот путь весьма затратен. Альтернативного же, по крайней мере на первичном этапе развития, не существует.

Я, конечно, весьма далек от вывода о полной экономической несостоятельности финансовых моделей МФО, но между тем имею основания утверждать, что их реальные показатели далеко не так привлекательны, как это может показаться при первом взгляде на ставки микрокредитования.

Конкуренция по линии банки - МФО уже серьезна, и она нарастает. Разумеется, в небольших городах, где уровень предоставления финансовых услуг определяется Сбербанком в его локальных вариациях, поле деятельности МФО в ближайшее время останется обширным. Но по аналогии с другими видами ритейла - продуктовым, автомобильным, электроникой - время, когда технологичные банки с более дешевыми продуктами и широким спектром услуг массово пойдут в малые города, уже настает.

На снижающихся ставках кредитования МФО выжить будет трудно. Да, в России потенциальный рынок МФО пока географически и объемно значим, но его перспективы станут сокращаться в геометрической прогрессии, качество целевой аудитории - ухудшаться, риски - нарастать, доходность - падать на фоне увеличивающейся расходной части. Довершит картину близящееся начало госрегулирования. Через некоторое время на долю МФО будет приходиться сегмент для стратегии loan sharking, то есть высокорискового кредитования под высокие, но ограниченные регулированием ставки. Loan Sharks - то, чем по сути своей МФО и являются.


Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции


Еще по теме