Место под солнцем
Олимпийские игры, проходящие сейчас в жарких, раскаленных Афинах, помогли раскрыть ужасную тайну успеха первого русского блокбастера «Ночной дозор». Гений, как и юродивый, в припадке заливающий паперть своей густой пеной, сам не ведает, что творит. И когда команда Константина Эрнста, обильно, как «Тайдом», присыпав эфир Первого канала рекламными роликами «Ночного дозора», рассчитывала на сборы примерно в шесть миллионов долларов, она лишь следовала известному афоризму Владимира Познера: «Если по телевизору ежевечерне показывать конский зад, то через неделю люди будут узнавать его на улицах». «Ночной дозор» уже собрал в кинотеатрах и от продажи видеокассет и DVD-дисков больше пятнадцати миллионов. Такое невозможно просто спланировать, такое можно предвидеть лишь с помощью потусторонних сил.
Вслед за «Ночным дозором» команда Эрнста совершила еще один прорыв. Когда весь мир и все российские телеканалы (даже государственный канал «Россия») ведут олимпийский зачет по единой схеме (сначала учитывается количество золотых медалей, а уж потом – всех медалей вместе), на Первом канале изобрели свою. Сначала – общее количество, а уж потом – золотые, которых всю первую неделю Игр у нас было на один карман тягачевского пиджака. И когда сборная России шла на 11-м месте, все комментаторы Первого канала упорно именовали ее третьей.
Это называется «патриотизм». Это и есть кошмарный сон современного русского человека. Мы любим соревнования с остальным миром, всячески хотим его то догнать, то перегнать, испытывая извращенное удовольствие от этой гонки. «Евровидение» – совершенно заурядный конкурс с унылым бройлерным выводком одноразовых певиц и певцов – ежегодно продвигается Первым каналом потому, что дарует народу надежду хоть в чем-то стать первее прочей Европы. Хотя большинству телезрителей понятно, что конкурс имеет минимальное отношение к таланту и будущим успехам музыкантов и незачем переживать из-за того, что одна заурядная девица (Савичева) проиграла другой (Руслана). И все равно ведь смотрят, не на Савичеву или Алсу, нет, а на то, как представитель России опять проигрывает иноземцам. А поскольку судейство на Евровидении глобально и анонимно, как мировое зло, то от этого наш человек получает еще большее удовольствие, получив очередное подтверждение тому, что нас в мире не любят, не ценят и давят. В очередной раз.
Даже бабушкам, выгуливающим внуков в Измайловском парке, даже подросткам из Александровского сада известно, что, как ни верти олимпийский зачет, передом или первоканальным задом, сборная России все равно проиграет США. И, может, проиграет даже Китаю. В 2008 году – так точно. И все равно считают медали, ковыряют ранки национальной гордости, будто завышенный медальный план имеет отношение к реальному уровню развития российского спорта, а не к бездарности спортивных чиновников. Получается гонка на экране телевизора, а не гонка в производстве новых технологий и новых форм.
«Ночной дозор» слеплен по тому же принципу Евровидения. Заявляется, что мы догоним и перегоним Америку, а делается фильм, повторяющий растиражированные голливудские штампы и технологии. И совершенно не претендующий на нечто большее – хоть что-то, но свое. Это какая-то своеобразная национальная гордость. Очень сейчас востребованная. Но адекватно не осознанная даже гением Эрнста. А мною – тем более. И куда уж нам – туда, где не властен ни Эрнст, ни Первый канал, где буквально нет ничего святого.