Металлическая маевка
ЗНАЛ БЫ, где споткнешься, соломку бы подстелил. Металлический магнат Искандер Махмудов поскользнулся на окатышах.
На прошлой неделе Махмудов проводил работу над ошибками. Руководство Качканарского горно-обогатительного комбината (ГОК) было изгнано с предприятия и заменено другими менеджерами. Сами "ошибки" Махмудова - бывший директор ГОКа Джалол Хайдаров и бывший председатель совета директоров Дамир Гареев - таковыми признавать себя не хотели и оказывали усердное сопротивление.
Искандера Махмудова принято считать медным королем Урала - во владении его Уральской горно-металлургической компании (УГМК) находится весь уральский медный комплекс. Хотя на самом деле бизнесмен расширил сферу влияния и активно осваивает черную металлургию. Группа Махмудова совместно с компанией "ЕАМ" контролирует Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК). Качканарский ГОК является основным поставщиком сырья на НТМК. До последнего времени считалось, что ГОК контролируют компании Махмудова, собравшие около 70% акций комбината. Однако в конце января этот факт был поставлен под сомнение.
По словам Махмудова, Хайдаров и Гареев являлись его представителями на ГОКе и приобретали акции предприятия на средства УГМК. Однако формально права собственности УГМК оформлены не были - Махмудов доверял Хайдарову, которого знает почти 20 лет. "Это очень грустная история. Я доверил контролировать ситуацию на комбинате именно Джалолу, - говорит Махмудов, - а он вступил в сговор с юристами (Гареевым. - Прим. "Ко")". Обуреваемый подозрениями, Махмудов собрал четверых из семи членов совета директоров ГОКа, которые приняли решение уволить и Хайдарова, и Гареева. Хайдаров в это время лежал в больнице, а Гареев был на комбинате и уходить оттуда не хотел. По словам Гареева, служба безопасности УГМК отобрала у него портфель и закрыла его в кабинете, параллельно изымая финансовую документацию предприятия.
На вопрос "Ко" о том, что заставило менеджеров разойтись с Махмудовым, Гареев заявил: "А мы никогда и не сходились". К слову говоря, корреспондент "Ко" познакомился с экс-председателем совета директоров еще несколько лет назад, и тогда Гарееву даже в голову не приходило скрывать, что его юридическая фирма по сути корпоративное подразделение, обслуживающее компанию Махмудова.
По одной из версий, руководители ГОКа решили "кинуть" Махмудова в конце прошлого года, когда на комбинате произошла крупная авария. В результате доходы предприятия сократились, а у топ-менеджеров, возможно, образовались крупные долги. Хайдаров и Гареев подняли цену сырья, отпускаемого для НТМК, и попытались самостоятельно получить контроль над ГОКом. Но для этого формальным держателям 70% акций было необходимо найти серьезных партнеров, способных противостоять влиятельному Махмудову. По некоторым данным, переговоры с "ЕАМ" оказались безрезультатными и мятежники взяли себе в союзники директора Серовского металлургического комбината Антона Бакова и подконтрольное ему политическое движение "Мир. Труд. Май" во главе с депутатом местного Законодательного собрания Александром Бурковым. Бакову союз с Хайдаровым был выгоден, так как Серовский завод тоже получает сырье с Качканарского ГОКа. Буркову же союз выгоден вдвойне: на старте предвыборная гонка в областную палату представителей, в которой "Май" собирается принять активное участие, а сам Бурков намерен баллотироваться по Качканарскому округу.
Методы захвата административных зданий "Маем" хорошо известны на Урале. Поэтому, едва стало известно, что "маевцы" едут на ГОК защищать Хайдарова и Гареева, "махмудовцы" привезли на завод милицию Верхней Пышмы (город, где находится "сердце" УГМК - Уральский медеплавильный завод). Политдесанту "Мая" не удалось "завести" сотрудников ГОКа, которые лишь наблюдали за происходящим. Пришлось повздорить с милицией, которая охладила пыл "маевцев" водой.
Теперь Хайдаров и Гареев собираются провести собрание акционеров и переизбрать совет директоров и гендиректора комбината. Можно предположить, что сделать это будет сложно. В первую очередь потому, что мятежники сделали ставку на политических противников губернатора Эдуарда Росселя. Вряд ли Россель забыл, как чуть было не проиграл областные выборы лидеру "Мая" Буркову. Председатель правительства области Алексей Воробьев уже высказался относительно действий Буркова в Качканаре: "Я настоятельно попросил его не заниматься этим вопросом. Споры и дискуссии между акционерами должны рассматриваться без участия третьей силы". Если отставные руководители ГОКа продолжат дружить с "Маем", не исключено, что Россель приведет в действие административные рычаги. А чем это чревато - металлурги хорошо знают на примере кемеровского губернатора Амана Тулеева, успешно выживающего со своей территории неугодных ему бизнесменов.