Металлурги потребовали скидок

01.08.202211:48

Глава ассоциации «Русская сталь» Алексей Мордашов попросил власти снизить надбавку на тарифы РЖД и в «срочном порядке» предоставить металлургам скидки. Без этих мер компании будут вынуждены сократить производство из-за неконкурентоспособности экспорта. В свою очередь, снижение производства приведет не только к ухудшению экономики металлургических предприятий, но и к выпадающим доходам РЖД.

Письмо с просьбами Мордашов направил первому вице-премьеру Андрею Белоусову 26 июля, пишет РБК со ссылкой на копию документа и близкие к членам ассоциации источники. Миллиардер, в частности, просит правительство отменить экспортную восьмипроцентную надбавку на тарифы РЖД в отношении черных металлов и предоставить «в срочном порядке» металлургическим компаниям индивидуальные скидки для сохранения объемов экспорта.

В «Русскую сталь» входят крупнейшие производители металлургической продукции в России. Помимо «Северстали», речь идет о Evraz, ММК, НЛМК, «Мечеле», «Металлоинвесте», ОМК, ТМК и других. Совокупно эти компании производят 98% российского чугуна, 90% стали и 63% труб. На экспорт приходится около 40% продаж этих металлургов.

Морем дешевле

Металлурги сейчас столкнулись с «критической ситуацией» с перевозкой металлопродукции на экспорт — это вызвано существенным ростом стоимости логистики, объясняет Мордашов. По состоянию на июль 2022 года экспортные расходы металлургов в среднем достигли 15% от конечной стоимости выпускаемой продукции. При этом расходы на перевозку товаров на Дальний Восток достигают 23%. Еще весной доля транспортной составляющей находилась на уровне 7%. Транспортные расходы выросли с $40 за тонну в январе до $56 за тонну в июне.

Перевозить металл на Дальний Восток железнодорожным транспортом из центральной части страны дороже, чем морем через порты Азово-Черноморского бассейна до конечного потребителя в Китае, отмечает в письме Мордашов. Если действующая тарифная надбавка сохранится, то металлурги выберут на азиатском направлении морские перевозки, возможности по которым сильно ограничены, отмечает источник РБК, близкий к одной из сталелитейных компаний.

Мордашов связал рост стоимости транспортных перевозок с несколькими факторами:

В итоге рентабельность металлургического экспорта находится на «нулевых и минусовых значениях». У отдельных компаний она достигает -49%, отмечает глава «Русской стали».

Бессмысленно и убыточно

О бессмысленности экспорта для металлургов в текущих условиях ранее говорил основной владелец НЛМК Владимир Лисин. «Существующие азиатские направления, Китай, они достаточно сложные с точки зрения логистики, стоимости фрахта. В том числе китайская сталь сегодня по цене примерно на уровне себестоимости российской стали. Не секрет, что транспорт вырос и все остальное. Получается, что для многих предприятий выходит запредельная возможность поставки», — заявлял он.

Металлурги уже не в первый раз жалуются на рост тарифов РЖД. Их поддержал Минпромторг. «Конечно, инвестиционная программа РЖД необходима, потому что без нее у нас не будет транспортных артерий. Но почему за счет металлургов?» — говорил замглавы ведомства Виктор Евтухов. Он обещал компенсировать компаниям эти расходы через субсидии логистических затрат. Вполне вероятно, что эту позицию глава Минпромторга Денис Мантуров сегодня, 1 августа, донесет до президента, который по видеосвязи проведет совещание по вопросам развития металлургического комплекса.

Предложения по отмене экспортной надбавки и индивидуальным скидкам по тарифам, которые «стабилизировали бы ситуацию», уже обсуждались на совещании «Русской стали» с РЖД 15 июля, утверждает Мордашов. По его словам, тогда стороны достигли договоренности по корректировке тарифов. «Однако [РЖД] отмечают необходимость согласования указанных решений на уровне правительства», — пишет глава ассоциации Белоусову, который дважды избирался председателем совета директоров РЖД.

Представители железнодорожной компании на этом совещании говорили не о готовности рассматривать корректировки тарифов, а о том, что этот вопрос нужно решать на уровне правительства, утверждает собеседник издания, близкий к РЖД. Представители «Русской стали» и РЖД отказались от комментариев.

Если просьбы металлургов не удовлетворят, то им придется сокращать производство из-за неконкурентоспособности экспорта в нынешних условиях, предупредил Мордашов. За первый квартал 2022 года экспорт российской металлопродукции снизился на 11% (0,8 млн тонн), а по итогу года ожидается падение не менее чем на 16,4% (3,8 млн тонн). «Дополнительное сокращение производства приведет как к ухудшению экономики металлургических предприятий, так и к выпадающим доходам РЖД: при снижении производства на 4,8 млн тонн потери РЖД составят порядка 22 млрд рублей по году», — заключил Мордашов.