Метание дисков
В мире идет жестокая борьба между разными носителями информации. Дискеты доживают свой век. Изобретенная в середине 90-х годов компанией Hewlett-Packard технология многократной записи CD-RW пытается пробиться на массовый рынок. Однако пространство на нем занято технологией CD-R, которую всеми силами поддерживает Philips. Сдавать свои позиции CD-R не хочет.
Вы помните старые дискеты? В самых первых персональных компьютерах использовались дискеты диаметром 5,25 дюйма, заключенные в гибкий конверт. Главными недостатками такой дискеты были ее неудобный размер (дискету не положишь в карман) и низкая надежность (отсутствовала должная защита магнитного слоя от повреждений).
В 1983 году фирма Sony предложила дискету диаметром 3,5 дюйма, заключенную в жесткий пластмассовый корпус, обеспечивавший надежную защиту магнитного слоя при транспортировке. Поначалу выпускались дискеты емкостью 720 Кбайт. Затем их сменили дискеты емкостью 1,44 Мбайт. К концу 80-х 3,5-дюймовые дискеты практически вытеснили своих гибких предшественников. В 1988 году были разработаны 3,5-дюймовые дискеты емкостью 2,88 Мбайт, но рынок их не воспринял, так как новинка оказалась дорогой и не очень надежной.
Однако идея создать дискету большой емкости была подхвачена компанией Iomega, которая в 1995 году представила накопитель ZIP, позволяющий хранить 100 Мбайт информации. Это нехитрое в общем-то устройство позволило Iomega достичь в 1996 году оборота $1,2 млрд (против $141 млн в 1994-м). Доля Iomega на рынке съемных носителей большой емкости в 1997 году превысила 70%. Немного позже Iomega представила накопитель JAZ емкостью до 2 Гбайт и компактный накопитель Click! емкостью 40 Мбайт, предназначенный для ноутбуков. Потом Iomega стала активно продвигать Click! на рынок цифровых камер и MP3-плееров, для чего даже переименовала свой продукт в Pocket ZIP. ZIP, JAZ и Pocket ZIP стали стандартами де-факто в своей области, и никто не мог даже в страшном сне представить себе, что в 2001 году Iomega столкнется с колоссальными финансовыми трудностями. Вызваны эти трудности тем, что на сцену вышли простые и удобные носители следующего поколения.
Конь и трепетная лань
С конца 80-х годов инженерам не давала покоя идея “скрещивания” оптических и магнитных носителей. Первые обладали большой емкостью, а вторые позволяли записывать и перезаписывать информацию дома или в офисе.
Первопроходцем в этом деле стала компания Sony. В 1992 году японская компания вывела на рынок мини-диск (MD) – носитель, позволяющий многократно записывать музыку в цифровом виде. MD изготавливается из специального материала, оптические свойства которого зависят от намагниченности. МD предназначался для аудиоаппаратуры.
На основе MD был разработан аналогичный носитель для компьютеров – магнитооптический диск MO.
Увы, MD и MO от Sony были несовместимы друг с другом. Эта несовместимость – большой маркетинговый промах Sony. Если бы для компьютеров и музыкальной аппаратуры изначально использовался один и тот же формат, то стоимость MO благодаря большим объемам производства была бы очень низкой. В реальности же MO оказался дорогим носителем, имеющим высокую надежность. В итоге Sony позиционирует MO в качестве носителя для резервного копирования информации.
Другой путь выбрала Matsushita, предложившая носитель LS-120 емкостью 120 Мбайт (в этом носителе на магнитный диск нанесены оптические метки). Matsushita особо подчеркивала то преимущество LS-120, что дисковод для этих носителей может работать и с привычными 3,5-дюймовыми дискетами. Однако рынок этого не оценил, к тому же к концу 90-х емкость 120 Мбайт считалась уже весьма скромной. Сейчас LS-120 используют лишь те, кто в свое время приобрел специальные LS-дисководы и никак не может с ними расстаться.
Оптика берет верх
Одним словом, эксперименты Sony и Matsushita не привели к системным сдвигам на рынке. Чего нельзя сказать о разработках Hewlett-Packard и FujiFilm. Первое устройство Hewlett-Packard для индивидуальной однократной записи на CD было создано в 1989 году для внутренних нужд компании и имело габариты двухкамерного холодильника. Пустой диск – так называемая болванка – покрывался специальным материалом, который менял свои оптические свойства под действием мощного лазерного луча.
А первой компанией, начавшей серийное производство дисков в начале 90-х, стала японская FujiFilm. С тех пор технология однократной записи на CD, называемая CD-Recordable (CD-R), постоянно совершенствуется. Устройства для записи CD уменьшаются в размерах, их цена снижается, а сфера применения расширяется.
До середины 90-х CD-R использовалась главным образом для малотиражного копирования программного обеспечения. Технология CD-R в первоначальном варианте предусматривала возможность записи на диск только единожды. Дописать информацию на него было невозможно. Еще одной проблемой CD-R была ее дороговизна, так как в первых записываемых дисках отражающий слой изготавливался из золота.
В середине 90-х Hewlett-Packard предложила технологию многократной оптической записи CD-Rewritable – сокращенно CD-RW. На диски CD-RW информацию можно записывать, стирать, а потом снова записывать много раз.
Казалось бы, CD-R от FujiFilm пришел конец, но не тут-то было. Технология производства CD-R продолжала быстро совершенствоваться. Дорогостоящее золото было заменено алюминием, и цена болванки стала резко снижаться. Сейчас CD-R стоит $0,3 против цены в $1,5 у CD-RW.
К концу 90-х FujiFilm решила и проблему дозаписи информации на пустые участки CD-R. В итоге оказалось, что записывать информацию на дешевую одноразовую болванку гораздо выгоднее, чем на относительно дорогую CD-RW.
Современные записывающие дисководы обычно поддерживают и CD-R, и CD-RW. Однако дисководы предыдущих серий работать с устройствами CD-RW не могут, и это еще один фактор, сдерживающий распространение CD-RW.
Наконец, разработчики CD-Rсделали еще один ход для увеличения популярности своего формата – они стали выпускать маленькие CD-R диаметром 3,5 дюйма и емкостью 156 Мбайт. Диски такого формата, уже нашедшие применение в цифровых фотокамерах и карманных MP3-плейерах, могут записываться и считываться в обычном дисководе CD-R.
В 2000 году по всему миру было продано 3,5 млрд болванок CD-R. В настоящее время права на технологию производства болванок CD-R принадлежат компании Philips. Компания использует это обстоятельство для регулирования рынка. Когда в начале 2001 года оптовые цены на CD-R упали до $0,1 (причиной тому было перепроизводство болванок в четвертом квартале 2000 года на 20%), Philips отозвала лицензию у ряда производителей. В результате к середине 2001 года цена одной болванки выросла до $0,3.
И все-таки технология CD-RW постепенно берет свое, поскольку цены на нее снижаются. По прогнозам аналитиков, если CD-RW будет дешеветь и далее, то в 2003 году эта технология одержит верх над CD-R. В 2000 году производство дисков CD-RW увеличилось на 650% против 50% у CD-R.
Храните деньги в сберегательной кассе
В подобных условиях у других носителей информации в ближайшие год-два не будет никаких шансов вырваться вперед. Серийное производство устройств и дисков DVD только начинается, и цены на DVD еще слишком высоки, чтобы эта технология стала популярной.
Компания Apple считает, что съемные носители вообще отжили свое и будут заменены он-лайновыми хранилищами информации в Интернете, доступными с любого компьютера, подключенного к Сети. Уже сейчас в Интернете существует несколько таких хранилищ, которыми можно пользоваться за небольшую абонентскую плату. Однако при работе с такими хранилищами информация может быть перехвачена хакерами. Решить эту проблему могут средства криптозащиты, но в условиях разворачивающейся войны с терроризмом в США и других странах могут быть введены ограничения на использование частными лицами средств шифрования информации.
Еще по теме
На страховом рынке новый скандал: воспользовавшись своей близостью к государству, крупнейший авиаперевозчик России «Аэрофлот» взял под контроль все средства бюджета, выделенные на покрытие убытков авиакомпаниям по возросшим военным рискам.