Между банкротством и популярностью
После появления в Сети популярного клипа группы «Ленинград» «Экспонат» («На лабутенах...») гендректору питерской колбасной компании Сергею Копылову стали сыпаться сообщения, как он похож на актера, исполнявшего роль священника.
«Что значит похож?» – искренне недоумевал бизнесмен. Именно он в клипе и снимался, играя одну из четырех, не считая кота, ролей. На большой экран Сергей Копылов, однако, рванул не от хорошей жизни, а с целью поправить финансовое положение.
Открывая в 2009 г. собственное мясное производство в Санкт-Петербурге, Сергей Копылов хотел доказать, что поесть, например, баварских колбасок, можно не только в Мюнхене. И более экзотические, венгерские, тоже можно купить в Петербурге, и дома устроить себе кулинарный праздник. При этом колбасный маэстро признается, что их рецептура не до конца аутентична. «Мы давали названия по дополнительным ингредиентам, характерным для различных кухонь мира. Добавили базилик – будут итальянские колбаски, диетические из курицы – французские, с паприкой – венгерские, пряные – кавказские...» – делится Сергей Копылов.
Свою кулинарную карьеру Копылов начинал с работы мясником в столовой. В 1990-е, правда, увлекался другим бизнесом, розничной торговлей, но скоро опять обратился к кулинарии. В то время наступило долгожданное продуктовое изобилие и главное – разнообразие. Тогда будущий колбасный производитель и нашел себя: сначала был обвальщиком, потом мастером и заместителем начальника производства на комбинате мясных деликатесов. Потом еще два года трудился начальником колбасного цеха компании «Пит-продукт».
«Затем я поработал в «Ленте» начальником производства, – рассказывает Копылов. – И как-то мой друг пригласил меня к себе в гости в США. А Америка – это страна барбекю. Помню, зашел в мясной магазин, а там огромная витрина с колбасками, рядом такая же – с бифштексами. В Штатах очень развита традиция жарки барбекю всей семьей, спрос на продукты для него очень большой. Посмотрел я на это, вернулся в «Ленту» и тоже решил поэкспериментировать с колбасками. Интересно было посмотреть, как будут продаваться. В гипермаркетах продажи очень сильно зависят от выкладки – выложил красиво и поддерживаешь ассортимент – жди успеха. Если же не заниматься выкладкой, то и спрос будет небольшой».
Через полгода, в 2009 г., Сергей Копылов рискнул и начал свой бизнес по производству колбасок. Причем фамилия основателя стала торговой маркой, что позиционировалось как высокая степень персональной ответственности за качество продукции. Партнером Сергея Копылова стал давний товарищ Александр Кива, также бывший топ-менеджер «Пит-продукта». Ради стартового капитала начинающие предприниматели продали свои квартиры. Первое помещение было на Курляндской улице, на территории бывшего завода ароматических добавок. Ремонт делали своими силами, практически с нуля, потому что в здании не было даже канализации – ее в итоге проводил тесть Сергея, – а пол был земляным. Но ошибка была не в выборе помещения, а в слишком большом штате. «Надо было, – резюмирует Копылов, – самим вставать к станку. А тогда зарплатная нагрузка очень тяжело ложилась на наши неокрепшие предпринимательские плечи. Примерно год мы раскручивались. Потом потихоньку пошли большие заказы, мы начали работать с магазинами и ресторанами. С ресторанами, кстати, выгоднее – оборачиваемость быстрее, требований к упаковке меньше, возвратов нет».
Самый большой заказ пришел от компании «Филипп Моррис». У них намечался большой корпоратив с барбекю, и они заказали для него около полутонны колбасок. Копылов и Кива работали днем и ночью, чтобы его выполнить. Пришлось даже срочно купить дополнительный холодильник.
Пик расцвета бизнеса пришелся на 2013 г., когда компания «Копылов» сильно вложилась в рекламу и продвижение на радио, в прессе, транспорте, на уличных билбордах. Компания активно входила в розничные сети, в том числе московские, и участвовала в профильных выставках. Сайт компании сообщает о сотрудничестве с различными ГУПами и «Газпромом». На пике месячный оборот мясного производства превышал 6 млн руб.
Однако слишком быстрый внутренний рост и начавшийся внешний спад стали серьезным вызовом для компании. От введенных продуктовых санкций мясопереработчики пострадали одними из первых. Власти запретили ввоз свинины, которая составляла 70% от общего объема перерабатываемого сырья. Тут же пошли вверх цены на отечественное мясо, причем всех видов: на фоне кризиса подорожало и ставшее популярным и в какой-то мере дефицитным мясо птицы (килограмм тушки цыпленка-бройлера подорожал с начала 2015 г. с 62 до 98,4 руб.). Все это привело к удорожанию мясной продукции в среднем до 40%.
Как утверждал Ярмо Линдхольм, исполнительный вице-президент мясоперерабатывающего концерна «Атриа Россия», если у его концерна на 70% импортного сырья приходилось 30% отечественного, то сейчас все изменилось до наоборот, но, несмотря на это, продукция подорожала.
Кредиты, зарплатная нагрузка, нехватка сырья – все это привело к тому, что в 2015 г. Копылову и Киве пришлось распускать коллектив, снижать объемы и в конце концов останавливать производство. Сейчас продукт снова выпускается, но Сергей производит его сам. Раньше с «Копыловым» работало примерно 200 ресторанов и кафе – сейчас 50. Компании, инвестиции в которую составили 6 млн руб. и которая выиграла грант правительства Санкт-Петербурга как удачный мясной стартап, грозит банкротство. В марте 2016 г. Сбербанк иницировал процедуру банкротства из-за долговых обязательств в 64 млн руб., в апреле на предприятии была введена процедура наблюдения, а рассмотрение банкротного иска назначено на сентябрь.
Прокручивая фарш самостоятельно, Сергей Копылов нашел неожиданный побочный заработок. В клипы к Сергею Шнурову он попал не только из любви к искусству, но и желая подзаработать. Так случилось, что у испытывающего в кризис колбасника есть друзья, которые регулярно участвуют в съемках на «Ленфильме». И как-то один из них сказал: «На «Ленфильме» ищут такой типаж, как у тебя. Можно я тебя порекомендую?» И порекомендовал – как обладателя «гагаринской улыбки».
Вскоре позвонила Анна Петровская, кастинг-директор одного из клипов группы «Ленинград». Сам киногерой рассказывает: «Роль эпизодическая – посидеть за столом; съемка короткая – клип на песню «Молитвенная». Съемки проводились в ресторане «Тройка» и длились сутки». Это было прошлой весной, а в декабре Петровская снова позвала Копылова на съемки: «За час, проведенный на площадке, стало понятно, что это будет хит. Сразу было видно, что работа идет серьезная. И режиссер клипа Анна Пармас очень профессионально все организовала». Кстати, песню Копылов до клипа не знал и не слышал. Говорит, что мог бы побояться сниматься.
В том, что с помощью съемки в клипах можно хорошо заработать, руководитель студии семейных и поздравительных фильмов «ТвоёКино» и актриса Олеся Кашицына сильно сомневается. «В подобных проектах конкретных ставок нет, – рассказывает она. – Многие актеры приходят на кастинг, даже не зная, сколько платят. Потому что каждый питает надежды, что это дорога к миллионам и славе. Ставки назначают сами проекты, и не всегда понятно, по какой схеме. Средняя стоимость съемочного дня непопулярного актера – 5000–10 000 руб. У вполне известного артиста ставка 30 000–50 000 руб. за съемочный день». Правда, она добавляет, что иногда за один день съемок в рекламе или клипе предлагают 70 000–300 000 руб. Это и объясняет километровые очереди на кастингах.
При этом Олеся Кашицына говорит, что не припомнит случаев, чтобы бизнесмены уходили в кино в качестве актеров с целью заработка, часто они сами платили за то, чтобы сниматься. Удастся ли Сергею Копылову конвертировать 70 млн просмотров клипа «Экспонат» в рубли и рассчитаться с кредиторами, станет ясно в сентябре.