Между Большим Братом и бен Ладеном
Фрэнсис Фукуяма, бывший сотрудник госдепартамента США и известный интеллектуал, автор известного очерка с интригующим названием «Конец истории», после террористических актов 11 сентября 2001 года решительно заявил: «Мы – открытое общество, мы не опустимся до проверки документов». К сожалению, триумфальный либерализм д-ра Фукуямы был опровергнут ужасами терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне. В вопросе об удостоверениях личности, я полагаю, он тоже ошибается.
Д-р Фукуяма абсолютно прав, когда говорит, что многие американцы инстинктивно боятся государственной ID-карты: мол, придется принести в жертву основные свободы и будет нанесен ущерб тайне частной жизни, а угроза терроризма нисколько от этого не уменьшится. Американские граждане подозревают, что наше правительство займется созданием баз данных, которые скорее помогут Большому Брату (символ тоталитарной власти в антиутопии Джорджа Оруэлла «1984». – Прим. «Ко») следить за законопослушными гражданами, чем ловить террористов. Нам советуют прислушаться к предупреждению Бенджамина Франклина: «Пожертвовавший одной из основных свобод ради того, чтобы получить немного временной безопасности, не добьется ни свободы, ни безопасности». Вряд ли кто станет возражать, что потеря свободы для нас будет равносильна победе террористов.
Слишком много баз
Я отнюдь не отрицаю, что выдача гражданам и гостям США удостоверений личности с фотографиями является актом чрезвычайной важности. Чтобы доверить нашему правительству ведение базы данных (БД), содержащей сведения о гражданах США, включая имена, адреса, места работы, источники дохода, собственности, покупок и пожертвований, перемещения и т.п., нужно очень верить этому правительству, не правда ли?
Однако реальность, которую многие, включая д-ра Фукуяму, игнорируют, заключается в том, что подобная информация о нас собирается годами. И не федеральным правительством, а такими компаниями, как American Express и Visa. Миллионы американцев всю свою сознательную жизнь пользовались их картами, пополняя собой гигантские БД этих компаний. На эти БД есть спрос, поэтому покупатели на них появляются каждый день. Получается, что большинство из нас добровольно обменяли свои основные свободы и тайну частной жизни даже не на «немного временной безопасности», а всего лишь на дополнительное удобство при совершении покупок.
Если эти компании уже выпустили карты и ведут БД о деятельности американцев, то почему это не дозволено правительству? Этого я не понимаю. Правительство США уже выдает несколько видов удостоверений личности: карточки социального страхования, водительские права, права на пилотирование, паспорта, визы и т.д. Поэтому вопрос о государственных удостоверениях личности и соответствующих БД не имеет решающего значения с точки зрения свободы. Гораздо интереснее с теоретической и практической точки зрения вопрос: можем ли мы сделать систему более эффективной, особенно когда речь идет о потенциальных террористах?
В частности, нужны ли для этого государственные удостоверения? Нет. Следует ли нам сделать все, чтобы усложнить подделку существующих удостоверений? Да. Требуется ли больше БД, чтобы выслеживать террористов? Нет, как раз наоборот. Во многом сегодняшняя проблема в том и состоит, что БД слишком много. Единственная мера, которая действительно усложнит жизнь террористам, – это объединение информации из разных правительственных БД в единую всеобъемлющую общенациональную БД безопасности.
Сегодня каждое федеральное силовое ведомство США – ЦРУ, ФБР, Служба иммиграции и натурализации, Управление национальной безопасности, а также власти штатов и местные администрации, – ведет свои собственные БД подозреваемых в уголовных преступлениях или терроризме. Сколько ведомств, столько и баз данных. К сожалению, такое многообразие БД чрезвычайно затрудняет получение одним ведомством информации о человеке, которого разыскивает другое ведомство, и задержание подозреваемого. Например, если во Флориде выдан ордер на ваш арест, то этот ордер не будет выявлен, когда вы въезжаете в страну и предъявляете свой паспорт, скажем, в бостонском аэропорту Логан. Иммиграционные власти обращаются к двум межведомственным базам: NAILS и IBIS, но тотальной проверки по другим БД федеральных ведомств, штатов и местных властей не производится. Их просто слишком много.
Вот почему один из террористов прошел паспортный контроль, хотя в штате Флорида был выписан ордер на его арест. Двух других ФБР разыскивало по всей стране, потому что ЦРУ установило их связи с Усамой бен Ладеном. Еще четверых искала Служба иммиграции и натурализации, так как они проживали в США нелегально. К сожалению, если уж кто-то попал в страну, то затеряться в Штатах ему труда не составит, даже если имя его значится в NAILS, IBIS или любой другой БД. Почему? Потому что перекрестная проверка по всем БД производится крайне редко. Если бы такая «повальная облава» проводилась по всем базам данных, то многие (если не все) террористы, ответственные за гибель более 6 тыс. человек 11 сентября 2001 года, были бы арестованы еще до того, как оказались на борту самолета. Чем тщательнее проверка, тем больше будет выявлено злоумышленников. А общенациональная БД безопасности значительно упростит и ускорит подобную тотальную проверку.
Технически создать такую БД легко: нужно только скопировать информацию из сотен отдельных БД в единую базу. Однако многие эксперты считают эту задачу трудновыполнимой с политической точки зрения.
Канаду охватить сразу, Мексику – потом
Впрочем, мы уже построили аналогичную по размерам централизованную БД, которая упрощает управление рисками при кредитовании. Тысячи финансовых институтов делятся информацией друг с другом, копируя ее из отдельных БД в централизованную. Эта БД кредитоспособности просматривается практически каждый раз, когда кто-то подает заявление на получение кредита или делает крупную покупку в кредит в любой части света. За последние 25 лет моя компания выпустила большое количество программных продуктов, которые применяются частными и государственными структурами для сбора, обмена и анализа информации. Меня тревожит, что в то время как благополучие индустрии финансовых услуг опирается на часто анализируемую централизованную БД, наша безопасность – как личная, так и общественная, – зависит от систем, у которых, я знаю, гораздо меньше возможностей.
Эффективная система безопасности, к которой будут часто обращаться, сделала бы обязательными проверки БД всякий раз, когда кто-то прибывает в аэропорт. Если вновь прибывший числится в черном списке, это выясняется сразу же, и подозреваемого задерживают прямо в аэропорту.
Один из потенциальных недостатков БД национальной безопасности заключается в том, что она в отличие от БД кредитоспособности по определению не глобальна. Однако страны, с правоохранительными и разведывательными ведомствами которых мы сотрудничаем, могут присоединиться к нашей системе. Канаду, с учетом открытости нашей северной границы, нужно охватить сразу. Южная граница США защищена гораздо надежнее, но и с Мексикой нужно искать способы тесной кооперации. Другим странам следует оказать техническую и финансовую поддержку, чтобы они могли создать свои собственные БД национальной безопасности.
Как сравнить паспорт с пальцем
Еще одна проблема – как обнаружить того, кто имеет несколько удостоверений или пользуется крадеными документами. Для этого можно использовать БД национальной безопасности в сочетании с биометрией, отпечатками пальцев, рук, сканированием радужной оболочки глаз и другими подобными методами. Чтобы проникнуть в аэропорт или любой другой охраняемый объект, нужно будет предъявить удостоверение с фотографией (вроде действующих сегодня водительских прав), приложить палец к сканеру отпечатков пальцев и назвать служащему охраны свой номер социального страхования. Имя и номер вместе с оцифрованным отпечатком пальца отправляются в БД национальной безопасности.
Если они совпадают, то в БД регистрируется ваш отпечаток пальца. При последующих визитах в аэропорт он будет сличаться с уже имеющимся отпечатком. Два разных отпечатка с одним и тем же номером социального страхования свидетельствуют о том, что удостоверение краденое; два разных номера социального страхования с одним и тем же отпечатком указывают на то, что у человека – нескольких удостоверений.
Конечно, для этого каждому американцу придется обзавестись цифровым удостоверением личности, что не может не беспокоить защитников гражданских свобод. Однако найдется немало американцев, которые сами обратятся за таким удостоверением – чтобы, к примеру, ускорить процедуру прохождения контроля в аэропорту. Некоторые штаты могут сделать водительские права следующего поколения цифровыми. Компании, выпускающие кредитные карты, также могут принять стандарт цифровых удостоверений и использовать автоматическую проверку биометрических параметров для уменьшения числа краж кредитных карт. Многие другие компании захотят присоединиться к новой системе, чтобы положить конец разномастным удостоверениям. Добровольная стандартизация цифровых удостоверений, организованная государственными ведомствами и частными компаниями, может оказаться даже эффективнее принудительной.
В то же время цифровые удостоверения должны быть обязательными для тех, кто работает на объектах, к которым мы не хотели бы допускать террористов (аэропорты, атомные электростанции и т.д.). Права пилота и ученика пилота обязательно должны выдаваться в форме цифрового удостоверения: нет ничего проще, чем подделать наши картонные права пилота.
Естественно, введение цифровых удостоверений отнюдь не означает, что нам следует отказаться от обычных методов сбора информации. Их ничем не заменишь. К сожалению, в угоду политкорректности мы придумали массу способов помешать нашим разведывательным и правоохранительным органам делать работу, за которую мы им платим. Мы были так заняты защитой самих себя от своего правительства, что практически лишили государство возможности защищать нас.
Век аристократов позади
Конституция США и Билль о правах успешно защищали основные свободы американцев на протяжении двух с лишним веков. Никто не собирается их менять – да этого и не требуется. Мы не должны покупать жизнь ценой свободы. Четвертая поправка к конституции США запрещает необоснованную слежку, и доступ к БД национальной безопасности должен регламентироваться с учетом этой поправки. При надлежащих защитных мерах единственное, чем нам придется пожертвовать, – это правом иметь несколько тайных имен.
Двести лет назад Томас Джефферсон предупреждал, что наши свободы будут оставаться под угрозой до тех пор, пока мы не станем «постоянно бдительными». Франклин и Джефферсон жили в век аристократов и монархов. Мы живем в другой век, и угрозы сегодня другие – в том числе и угроза со стороны террористов, в распоряжении которых имеется ядерное и биологическое оружие, способное уничтожить целые города. Предоставив разведывательным и правоохранительным ведомствам лишь наилучшие инструменты и больше маневра для борьбы с терроризмом, мы можем рассчитывать на сохранение и жизни, и свободы.