Между двух огней
Банку России недостаточно контролировать деятельность кредитных организаций, число которых превышает 1200. ЦБ намерен также собирать финансовую отчетность со страховщиков (более 1200 компаний) и негосударственных пенсионных фондов (около 300).
С такой инициативой выступил сам ЦБ, и Федеральная служба госстатистики приняла соответствующее решение.
Отметим, что, как и прежде, страховщики и НПФы должны отчитываться и перед своими непосредственными регуляторами - Страхнадзором и ФСФР.
Между Банком России и ФСФР, возглавляемая ныне бывшим первым зампредом ЦБ Олегом Вьюгиным, идет борьба за право считаться мегарегулятором финансового рынка. Слухи о том, что ЦБ должен расстаться с надзорными функциями, появились еще два года назад. А после административной реформы, в ходе которой была образована ФСФР, служба так или иначе контролировала все финансовые институты, кроме банков. И в прошлом году вопрос о передаче ФСФР части функций ЦБ стал обсуждаться открыто. Хотя обе структуры публично не вступают в полемику, их соперничество очевидно. Особенно ярко это проявилось нынешней весной, когда правительство решало, кто именно будет регулировать деятельность кредитных бюро. Победила ФСФР, что вряд ли могло порадовать ЦБ. Отметим, что месяц назад, объясняя причины срыва сроков вступления банков в кредитные бюро, первый зампред ЦБ Андрей Козлов сослался на то, что правительство слишком долго выбирало регулятора и поэтому "наши коллеги из ФСФР не успели вовремя подготовить все необходимые нормативные документы".
Вполне возможно, что решение контролировать страховщиков и НПФы - ответный шаг ЦБ.
Пока же новые подопечные Банка России подсчитывают, сколько им теперь придется сдавать отчетности в разные ведомства, и опасаются, что нововведение может привести к конфликтам между ними.