Между Гаграми и Дубаем
С тех пор как «окно в Европу» вновь закрылось наглухо, а полетная сетка сократилась в разы, стрелка компаса российского путешественника резко развернулась с Запада на Восток. Теперь «руссо туристо» все чаще можно встретить в Эмиратах и на Мальдивах, которые из эксклюзивного предложения для самой взыскательной публики постепенно становятся для россиян новой Турцией.
Выездной туризм по всему миру потряхивает уже несколько лет кряду. Сначала туротрасль выкосил ковид, который в первой половине 2020 года, по сути, свел на нет поездки за пределы страны. Кровопролитная битва с коронавирусом обошлась мировой индустрии туризма в рекордные $1,3 трлн. Это более чем в 11 раз превысило убытки эпохи глобального финансового кризиса 2008–2009 годов.
После пандемии закрылось каждое пятое туристическое агентство. Те же, кто продолжил работу, в лучшем случае балансировали на грани рентабельности. При этом вплоть до лета прошлого года более трети всех популярных направлений в мире оставались наглухо закрытыми для иностранных туристов. В итоге россияне массово устремились изучать горы мало кого прежде интересовавшего Дагестана, покорять вулканы Камчатки, ловить Северное сияние в Териберке, а также исследовать культурное достояние Золотого кольца и других городов нашей необъятной родины.
Но во второй половине 2021 года в конце туннеля будто бы забрезжил свет: страны стали постепенно снимать коронавирусные ограничения. Казалось, в прошлое уходят прививки, ПЦРы и карантины для вновь прибывших. Маски в буквальном смысле были сброшены. Из Крыма российские туристы снова потянулись за границу, с неприкрытой гордостью выгуливая свой Instagram на Средиземном море и даже более отдаленных берегах. Но радость была недолгой: пройдет всего полгода, и россияне останутся не только без европейского отдыха, но уже и без Instagram.
Спустя всего несколько дней после 24 февраля игроки рынка с тревогой воскликнут: «Это еще хуже, чем пандемия». США с Евросоюзом с одной стороны и Россия с другой — взаимно закроют свои воздушные пространства, следом для российских судов под замком окажутся и порты Европы, начнутся аресты лизинговых самолетов за рубежом. Все это обернется глобальным переделом туристической карты, которая к настоящему моменту все еще продолжает формироваться.
От лонгстея до карточного туризма
За границу выезжает сейчас в лучшем случае лишь один из пяти российский туристов, говорит в беседе с «Компанией» вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. После провальной для туризма весны картина чуть выправилась к осени. Безусловной любовью россиян по-прежнему пользуется Турция, хотя и она потеряла почти 50% турпотока в 2022 году. Наши граждане сохраняют ей верность, несмотря на любые катаклизмы, — сюда едут и летом, и зимой, и путешественники с парой сотен долларов в кармане, и любители частных вил, яхт и приватного отдыха с припиской «люкс».
«Именно турецкие VIP-комплексы оказались наиболее устойчивы к колебаниям спроса. На них сохраняется тенденция бронирования с большой глубиной — от четырех и более месяцев», — подчеркивает руководитель отдела по связям с общественностью Anex Tour Алена Хитрова.
Второе по популярности зарубежное направление — ОАЭ. Здесь уже обосновывается более взыскательная публика. Не каждая восточная страна может похвастаться уровнем сервиса, сравнимым с лучшими европейскими курортами. Но едут сюда не только загорать и купаться в водах Персидского залива, а также в целях бизнес-туризма — одного из трендов года. Сегодня здесь активно перепрописываются российские компании, открываются банковские счета, скупаются апартаменты и целые дома. Резон понятен: инвестиции в недвижимость на 750 тысяч дирхамов (примерно $200 тысяч) даруют право на три года проживания в Эмиратах, а более весомые суммы могут гарантировать и долгосрочные «золотые визы». Эту гавань уже облюбовали многие российские миллиардеры, среди которых постигающий дзен Павел Дуров и бегущий от западных санкций Андрей Мельниченко.
Весной неожиданно выпал из обоймы Египет, который россияне прежде не обделяли вниманием. «Связано это было с несамостоятельностью египетских властей давать гарантии по свободному перемещению российских лайнеров. Плюс сами авиаперевозчики Египта потратили очень много времени на восстановление полетных программ», — отмечает генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян. Но во второй половине года полеты в эту страну возобновились, и теперь немецкую речь в отелях all inclusive Хургады и Шарм-эль-Шейха вновь разбавила российская.
Ажиотажным спросом ныне пользуются Мальдивы, когда-то ассоциировавшиеся с эксклюзивным местом или скорее даже с недоступной мечтой о райском отдыхе, где побывать хоть раз — уже достижение. Теперь с этим убеждением покончено, говорит основатель и гендиректор туроператора «АРТ-тур» Дмитрий Арутюнов. По подсчетам «Компании», островное государство в 2022 году вошло в топ-5 зарубежных направлений у россиян. Пережидать турбулентное время на атоллах предпочитает каждый десятый выездной турист из России.
«Мальдивы перестали быть уникальными. При этом едут туда „на подольше“: если раньше предпочитали несколько раз по условной недельке, то теперь один раз, но сразу на месяц-другой. Это вызвано, среди прочего, подорожанием билетов», — поясняет Арутюнов.
Те, кому отдых на Мальдивах оказался не по карману, будут довольствоваться тропиками Шри-Ланки и Таиланда. В эти страны только осенью возобновились прямые и чартерные рейсы, а по объемам бронирований туров оба направления уже ворвались в топ-10 стран и им наряду с открывшейся Кубой пророчат еще больший рост в 2023 году.
Вспомнили россияне и про старую добрую Абхазию, где в советское время отдыхали миллионы наших граждан. Приток туристов в Гагры, Пицунду и Сухум начался еще при ковиде, когда выбор стран был почти нулевой, а сменить обстановку все-таки хотелось. Теперь же он усилился еще больше на фоне подорожания заграничных туров и закрытия аэропортов в Краснодарском крае и Крыму. При этом направление пользуется стабильным спросом даже на новогодние праздники.
Неожиданно для всех в 2022 году «выстрелил» СНГ. Помимо давно знакомой и понятной Белоруссии, россияне стали деловито изучать Центральную Азию: искать на карте Бишкек, составлять оптимальные маршруты из России в Астану и Алматы. Жители Казахстана, Узбекистана и Киргизии не были подготовлены к такому подарку судьбы: летом и осенью их отели, хостелы и рестораны были забиты россиянами порой до отказа.
Здесь нашли себе пристанище и искатели дешевого отдыха, и бегущие от мобилизации мужчины, и предприимчивые граждане, породившие целое направление — карточный туризм. На спрос быстро отреагировали туроператоры, предложившие готовый продукт: трансфер, подготовка документов, открытие банковского счета и вручение пластика с заветной надписью Visa или MasterCard. И лишь бонусом в таком пакете — гастротуризм с посещением достопримечательностей.
Карточка иностранного банка не только открывает россиянам доступ к безналичной оплате за рубежом, но и позволяет обойти валютные ограничения, поясняют эксперты. Вывезти из страны без деклараций наличными можно лишь до $10 000 на человека. Впрочем, банки СНГ быстро смекнули что к чему, резко повысив прайс на услугу открытия счета, прежде бесплатную.
На фоне хлынувшего потока россиян в странах Центральной Азии и Закавказья взлетели цены на жилье. Так, в Ереване и Тбилиси из-за дефицита предложения стоимость съема квартир приблизилась к московским ценам. В Бишкеке, Астане и Алматы цена также выросла в 2–4 раза. В гостиничных номерах и хостелах в пиковые даты просто не хватало мест, многие прибегали к посуточному съему квартир.
Среди стран СНГ у российских туристов лидирует Казахстан, который также вошел в топ-10 выездных направлений. Летом россияне отдыхали в Актау на побережье Каспийского моря, а на зиму бронировали туры в Чимбулак — горнолыжный курорт неподалеку от Алматы, рассказывает Ольга Иванова, глава PR туроператора Fun&Sun (ранее TUI Russia).
Еще один знаковый тренд года — лонгстей, или выезд на длительный отдых от месяца и дольше. У этого явления в 2022 году наблюдались две мощные волны, удивительным образом совпавшие по времени с началом спецоперации в Украине 24 февраля и стартом частичной мобилизации 21 сентября.
«В этой группе туристов очень сложно отделить тех, кто действительно уехал в долгий отпуск, от граждан, которые выехали без определенных планов по возвращению назад. При этом они также месяц, два-три могли проживать в гостиницах и пользоваться чартерными рейсами для выезда», — подчеркивает Артур Мурадян.
Нередко туристы уже во время отдыха многократно продлевали срок проживания в отеле или просили туроператоров поменять конечный пункт назначения в туре: например, вместо Москвы вернуться в Дубай. Все это, конечно, красноречиво говорит об общем уровне неопределенности и нервозности путешественников в текущее время. Для лонгстея в 2022 году туристы чаще всего бронировали Мальдивы, Гоа и Шри-Ланку.
В новой туристической реальности нет места Риму и Парижу, во всяком случае — не в рамках пакетных туров с удобными перелетами. Да и суровая визовая политика Евросоюза в отношении россиян не способствует реанимации этого направления.
«Рассчитывать на возвращение Европы на карту русского путешественника точно не приходится. Туризм туда умер», — констатирует Артур Мурадян.
Прогнозы на будущее игроки туротрасли делать откровенно боятся: после трехлетних глобальных потрясений стало ясно, что по точности они не слишком превзойдут гадания на кофейной гуще. Очевидно одно — главным фактором, определяющим карту направлений российского туриста, станет наличие рейсов. Пока есть дефицит авиаперевозок, все, что летает, — будет продаваться.