Между Востоком и Западом
Недавние события дали миру лишний повод вспомнить уроки истории. Сначала многие страны торжественно отметили 60-ю годовщину высадки союзников в Нормандии, положившей начало поражению нацизма. Затем смерть бывшего президента США Рональда Рейгана напомнила о событиях «холодной войны».
Но мы в Британии, кажется, далеки от того, чтобы принять уроки истории. «Великобритания потеряла Империю, и теперь не может найти себе место!», – таким был вердикт сорокалетней давности, вынесенный бывшим государственным секретарем США Дином Эйксоном. Мы до сих пор ищем себе место, разрываясь между Западом и Востоком, Америкой и Европой. Географическое положение обязывает. А между тем историк Тимоти Гартон Эш, специалист по современной Европе, недавно написал в статье, опубликованной в Guardian, что Британии было бы естественнее «стать связующим звеном между Америкой и Европой», потому что выбор какой-либо одной стороны «потребует хирургического отсечения связки с другой».
Результаты недавних выборов в Британии только подчеркивают, что страна гонится за двумя зайцами. Поддержка правительством лейбористов вторжения США в Ирак привела к тому, что на июньских выборах их партия показала третий результат, набрав всего лишь 26% голосов, тогда как главные оппоненты правительства – не столь «проамериканские» консерваторы – сумели набрать 38%.
На выборах в Европарламент наблюдалась другая картина – многие британцы высказали свое недоверие Объединенной Европе. Обе главные партии, консерваторы и лейбористы, потеряли по несколько мест в Европарламенте, в то время как Партия независимости Великобритании, ратующая за выход страны из Евросоюза, добилась невероятного успеха, получив 12 кресел или 16% голосов избирателей, что намного лучше результатов партии на внутренних выборах. Явка избирателей осталась самой низкой в Европе, хоть и поднялась до 38% с 24% – абсолютного антирекорда 1999 года – но сильно недотянула до 45% в среднем по ЕС (тоже абсолютный антирекорд).
Получается, что значительное число британцев хотят независимости от ЕС. Причем они выражают свое мнение в тот момент, когда десять новых членов, многие из которых раньше смотрели в сторону Москвы, а не Брюсселя, присоединяются к Евросоюзу. Впрочем, картина не столь проста. Наши телеканалы пестрят программами, рассказывающими о британцах, которые в поисках лучшей жизни покидают Великобританию, перебираясь куда-нибудь в Европу, а левоцентристские либеральные демократы – самая «проевропейская» партия Британии, может похвастаться несколькими дополнительными креслами в Европарламенте. В сумме большинство проголосовавших британцев все-таки поддержали партии, которые хотят остаться с Европой.
А что же с теми, кто не пришел на выборы? Пока лидеры Евросоюза пытаются договориться о принятии конституции, им стоит прислушаться к сомнениям избирателей по всей Европе. Евросоюз не внушает доверия простым людям. Редакторская колонка в The Times констатирует: «Европа говорит – но никто из ее лидеров не готов слушать своих избирателей».
Блэру стоит также учесть следующее: многие британцы считают, что независимость от мнения США может быть куда более важным фактором, чем независимость от решений Евросоюза.