Международное ретро
Стартовавший на прошедшей неделе Московский международный автосалон-2014 (ММАС) представляет собой весьма унылое зрелище. В отличие от прошлых лет, особого ажиотажа на стендах ведущих мировых марок, по крайней мере, в пресс-дни, не наблюдалось. Всему виной санкции и общее снижение продаж в России, говорят в кулуарах автопроизводители.
Организаторы же, напротив, связывают отсутствие ажиотажа со стороны журналистов с тем, что в текущем году им удалось отсечь "халявщиков" - людей, представлявшихся сотрудниками несуществующих изданий, ходивших по стендам и собиравших "подарки" от автопроизводителей. Действительно, в прошлые годы можно было наблюдать множество псевдожурналистов бомжеватого вида, которые бродили от стенда к стенду, обвешанные десятками пакетов, и клянчили кто флешку, кто кепку с логотипом ведущих автомобильных марок. Надо отдать должное организаторам: кордоны охраны стояли еще на дороге при въезде на парковку, проверялись даже багажники - не спрятался ли там "халявщик". Но есть и оборотная сторона: как бы ни кричали на каждом шагу об огромном количестве мировых премьер, представленных на ММАС, на самом деле ярких презентаций практически не было. За редким исключением, фотографии новых автомобилей уже были представлены широкой публике либо их мировые премьеры состоялись на других автосалонах.
Платежеспособный спрос на российском рынке падает, признавались офф-рекорд представители крупнейших марок. Лучше остальных себя чувствуют только премиумные и самые "бюджетные" марки и модели. Поэтому в отсутствие ярких новинок основной интерес фотографов вызвали стенды, где были представлены ретро-автомобили. Также отличились отечественные марки. Просто интересно: в каком модельном агентстве они заказывали девушек для презентаций? Их фигуры были так далеки от "классических" стандартов 90-60-90, как внешность BMW X6 от Lada Kalina. Хотя не исключено, что это такой хитрый рекламный ход, ведь их стенд настолько выделялся по сравнению с остальными, что его не обошел вниманием ни один фотограф и журналист.
Официально в рамках Московского автосалона-2014 были заявлены презентации девяти мировых, девяти европейских и 43 российских моделей. Также было представлено 16 концепт-каров. Хотя, если сравнивать с автосалоном в немецком Франкфурте, на ММАС не наблюдалось такого буйства красок и фантастических концептов. Все проходило приземленно и весьма буднично, не было ощущения какого-то праздника, хотя о каком празднике может идти речь, когда продажи на российском авторынке за первые шесть месяцев текущего года обвалились почти на 8%, а проседание по итогам года может составить около 12%.
Основной ажиотаж наблюдался вокруг стенда "АвтоВАЗа", где лично присутствовал Бо Андерссон, возглавивший концерн в этом году. На стенде были презентованы прототипы Lada Vesta и XRAY 2. Одна из ключевых новинок выставки - мировая премьера обновленной Toyota Camry. Самый продаваемый в России бизнес-седан не только изменил облик, но и получил новую линейку двигателей. Прямо из Японии доставили еще одну мировую премьеру - Acura TLX. Рядом красовался обновленный Honda Accord. Мировую премьеру Audi A7 Sportback и RS 7 Sportbac провели при поддержке ведущего Андрея Малахова и футболиста "Зенита" Александра Кержакова.
Наибольший интерес у публики вызвали стенды китайских автопроизводителей, в этом году занявших почти треть отдельного павильона. Китайцы вновь без стеснения копируют не только внешний вид, но и интерьер салонов, смешивая дизайнерские решения от Audi, BMW, Honda и многих других европейских и японских марок. Копировать стали даже наиболее популярные в России корейские модели, а на одном из стендов стоял автомобиль, который издалека невозможно было отличить от седана премиум-класса производства Jaguar.
Сейчас в России представлено 11 брендов производителей из Поднебесной. Крупнейший из них - Lifan: по итогам семи месяцев 2014 г. продано 12 011 машин. На втором месте - Geely (10 671), далее идут Chery (10 369) и Great Wall (9403). И по прогнозам экспертов, после Московского международного автосалона их в нашей стране будет становиться все больше и больше. В связи с последними политическими событиями многие эксперты задаются вопросом о будущем китайских автомобилей на отечественных дорогах. На сегодняшний день давать однозначные прогнозы еще довольно сложно и рано, но стоявший на одном из стендов беззастенчиво скопированный Hummer говорит лишь об одном: китайские производители не намерены оглядываться на своих европейских и японских конкурентов, а также они совсем не боятся исков со стороны крупнейших мировых производителей. Возможно, в скором времени от простого копирования они перейдут не только к созданию автомобилей с собственным дизайном, но и к более продуманной политике в отношении качества и интерьеров.
Гийом Картье, старший вице-президент по продажам и маркетингу Nissan в европе:
"На Московском автосалоне мы представили две новинки: это абсолютно новый внедорожник Pathfinder и седан Sentra. Мы верим в то, что российский авторынок станет крупнейшим в Европе, несмотря на наблюдаемые сейчас временные трудности. Именно поэтому уже сейчас в РФ мы организовали четыре сборочных производства. До 19% продаваемых нами в России автомобилей к 2016 г. будет собираться в этой стране. Опять же, обращаясь к бренду Datsun, я могу сказать, что Россия - это единственная в мире страна, где у нас представлен и бренд Datsun, и Infinity. При этом ряд моделей мы производим исключительно для РФ. Это, в частности, Teana и Sentra. Благодаря такой стратегии уже к 2016 г. мы рассчитываем занять порядка 10% всего автомобильного рынка России. Для понимания: на сегодняшний день наша доля составляет 6,5%".
Такеши Исогая, президент ООО "Тойота Мотор":
"Наши продажи демонстрируют лучшую динамику, чем в целом премиум-рынок. Наша динамика примерно на 10% опережает показатели других премиум-марок. Первый фактор, объясняющий опережающую динамику, - это то, что наши седаны адаптированы для комфортного передвижения во время суровой российской зимы. Прирост их продаж по сравнению с прошлым годом составляет 50%. Второй фактор - это наш обновленный Lexus GX, который мы продвигаем в пятиместной комплектации. На Московском автосалоне мы представили новинку - Lexus NX, запуск в продажу намечен на конец текущего года, основные продажи рассчитываем увидеть уже в начале 2015 г. В прошлом году мы продали около 16 000 автомобилей, в этом году нацелены на планку в 18 000 машин".
Алексей Тузов, первый вице-президент ГК "АвтоСпецЦентр":
"Возможность разрыва все большего числа экономических связей России с Западом сказывается и на автомобильном рынке: слухи о том, что будет полный или почти полный запрет на импорт ТС из стран, которые ввели санкции, распространяются достаточно активно. Такой запрет уже был введен в госзакупках - премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление еще две недели назад. В результате этого чиновникам, не желающим ездить на отечественных авто, придется пересесть на китайские и корейские бренды. Однако не все так однозначно. Существует и критический взгляд на будущее китайских ТС на отечественном рынке. Он во многом основан на падении темпов экономического роста. В таких условиях производителям из КНР будет непросто продвинуться дальше в силу их недостаточной распространенности в российской среде на данный момент. Основной аргумент китайцев - лучшее качество по той же цене - может оказаться неэффективным при общем снижении покупательной способности россиян".
Жером Сего, директор Datsun в России:
"Для нас участие в Московском автосалоне - знаменательное событие по двум причинам: мы впервые открыли свою экспозицию на этой площадке и, кроме того, презентовали новый для российского рынка пятидверный хэтчбек mi-DO. На сегодняшний день мы действительно наблюдаем снижение объемов продаж на автомобильном рынке России. Но для нас это не имеет решающего значения. Более того, сложившаяся ситуация может, напротив, поспособствовать росту продаж Datsun. Дело в том, что многие начинают экономить и отказываются от покупки новых иностранных автомобилей в пользу подержанных. Мы же можем предложить новый качественный автомобиль по цене подержанной машины иностранного производства. Мы ориентируемся на тех, кто обладает ограниченным бюджетом, но хочет приобрести качественный японский автомобиль".
Фумитака Кавашима, вице-президент ООО "Тойота Мотор"
Основная мировая премьера Toyota на Московском автосалоне - это модель Camry. Мы решили провести презентацию автомобиля именно здесь, так как это один из наиболее важных для нас рынков, на который приходится около 4% всех мировых продаж Camry. В мире представлено две модели этого автомобиля, одна из них ориентирована в первую очередь на США и Канаду и вторая - prestige - презентована в России. Многое в этой модели ориентировано именно на потребности российских покупателей. В частности, появился новый двухлитровый двигатель в сочетании с 6-ступенчатой коробкой передач. Мы добавили к "классической" комплектации Camry также подогрев лобового стекла и задних сидений, что крайне актуально в условиях российской зимы. Необходимо признать, что экономическая и политическая ситуация, которая сложилась вокруг России, оказывает негативное влияние в том числе и на наши продажи. Toyota за первые семь месяцев текущего года продемонстрировала незначительный рост продаж в РФ, но главное - это рост, а не стагнация и тем более падение.
Максим Логвинов