Top.Mail.Ru
архив

Мидийный проект

23.10.201500:00

В порыве доказать всему миру, что мы сами с усами, российские чиновники в сентябре уничтожали санкционные продукты – 20 т растительной продукции и 4 т продукции животного происхождения. Стоит отметить, что, кроме заграничных сыров с непроизносимыми названиями, под санкции подпадают многие весьма популярные виды рыбы. 

 Список впечатляющий: тунец (синий, южный, полосатый), угорь, карп, осетровые, лососевые (горбуша, нерка, кета), палтус (черный, белый, тихоокеанский), камбалообразные, сельдь, морской язык, сардины (килька, пикша, сайда), акула (колючая и кошачья), меч-рыба, клыкач, окунь морской, мерлуза, карась, путассу, ставрида, лаврак (сибас), конгрио, удильщик. Еще печень, икра, молоки и филе всей вышеперечисленной рыбы. А также под запретом вся эта рыба в сушеном и соленом виде, в рассоле, горячего и холодного копчения. И даже рыбной муки нам не видать.

Рыбная отрасль должна стать активным участником процесса импортозамещения, но пока, увы и ах, вылавливаемых в России 4 млн т рыбы не хватает даже для обеспечения граждан рекомендованной диетологами нормой – примерно 20 кг на человека в год. Но есть и хорошие новости. Небольшие фермы, занимающиеся разведением раков, мидий и прочих морских гадов, готовы броситься грудью на амбразуру и заполнить отечественный рынок богатыми белком и жирами деликатесами.

Рынок, кажется, от гадов такой активности не ожидал.

Больше креветок, хороших и разных

Самый популярный в народе рыбный деликатес – это креветка. Хороша и под пиво (демократичный вариант), и как основа для сложносочиненных салатов и паст (вариант «хозяйка для дорогих гостей»).

По некоторым данным, в 2013 г. в России было продано около 50 000 т креветок. Но в основном на прилавках магазинов импортная продукция. Из 10 000 т креветок, добывающихся на российском Дальнем Востоке, почти весь объем уходит на экспорт. Крупным компаниям не хочется связываться со сложной логистикой по стране. Есть небольшие креветочные фермы, но складывается впечатление, что больше рассуждений на профильных форумах, как выгодно выращивать креветку, чем реально существующего бизнеса.

«По данным Росрыболовства, в РФ добывается около 4 млн т креветок. Однако почти все поставки свежедобытых морепродуктов идут на рынки Кореи, Японии и США. На российском розничном рынке на отечественную продукцию приходится лишь 10%, – сообщает финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. – Особенности рынка РФ обусловлены развитым сегментом переработки в зарубежных странах: рыболовецким компаниям проще сразу же продавать свою продукцию за рубежом, получая более высокую прибыль. Фермы в РФ практически не развиты. Основной способ добычи – прибрежный лов. На мой взгляд, импортозамещение в данном сегменте маловероятно».

И все же разговоры об импортозамещении ведутся. Недавно ученые Института морских биологических исследований имени А.О. Ковалевского (Севастополь) и Южного научного центра РАН (Ростов‑на-Дону) предложили организовать в Крыму производство по выращиванию гигантской пресноводной креветки Macrobrachium rosenbergii, используя для этого геотермальные воды полуострова. Научные изыскания ведутся, но ведь встанет вопрос практического применения. И вот тут пока много вопросов.

«В России есть несколько проектов по выращиванию креветок, но они не сильно развиты в силу законодательных ограничений, – поясняет представитель пресс-службы сети базаров «Петровский» Ольга Фефелова. – Так, для выращивания морской креветки нужна морская вода с определенной минеральной структурой, а, по существующему законодательству, аренда морской акватории запрещена. Применяемые сегодня правовые нормы, затраты на строительство и обслуживание ферм по выращиванию креветок в морской или пресной воде, затраты на упаковку и логистику делают этот бизнес нерентабельным, поскольку цена конечного продукта для потребителя слишком высока по сравнению с импортными аналогами. Поэтому для импортозамещения нужен системный государственный подход: необходимо внести изменения в существующие правила природопользования, которые позволили бы брать в аренду морскую акваторию физическим и юридическим лицам, сделать рынок вылова креветок более конкурентным, допустив к нему малый бизнес, построить грамотную логистику, которая позволит быстро доставлять товар до потребителя. Если будут проведены изменения, то перспектива в данном направлении есть, и достаточно высокая».

Близок локоток

Крым, ставший недавно российским, безусловно, привлекает все больше и больше отечественных предпринимателей. Хороший климат, море, разнообразие рынков, на которые можно относительно легко зайти.

Программист космического приборостроения по образованию и владелец digital-агентства Даниил Андриянов с недавнего времени поставляет в московские рестораны крымские мидии.

Свое digital-агентство Partmedia Даниил Андриянов открыл в 2005 г., к 2013 г. добился определенных успехов и понял, что стало скучно. «Некоторое время я размышлял, чем бы заняться, а тут как раз референдум в Крыму, – рассказывает Даниил Андриянов. – Сначала начали прорабатывать историю с созданием центра технологического предпринимательства в рамках продолжения своей темы, хотели создать в Крыму площадку для стартапов, связанных с технологиями и инновациями. Потом определились, что интересно будет нечто про инновации в сельском хозяйстве. А затем познакомились с местным владельцем фермы с мидиями».

С существующей фермой есть партнерское соглашение. Она выращивает мидии, Даниил Андриянов обеспечивает их сбыт по Москве в сегменте HoReCa, предлагая черноморские мидии из бухты Ласпи по 360 руб. за килограмм, что почти в полтора раза ниже, чем в среднем по рынку.

Параллельно разрабатывается проект собственного хозяйства. Согласно инвестиционному проекту и задумкам команды единомышленников, вложив 0,5 млрд руб., новая инновационная ферма по выращиванию марикультуры и рыбы через семь лет должна выйти на прибыльность, но жизнь может внести в любой бизнес-план свои коррективы. Особенно если учитывать специфику работы в Крыму.

Многие предприниматели говорят, что пока вести дела в Крыму сложно. Местные чиновники не отличаются расторопностью, и на согласования уходит непозволительно много времени. Нет прописанных регламентов, в результате все увязает в бумажном болоте и постоянных отсрочках. Поэтому строить бизнес-планы в Крыму довольно рискованно – от графика можно существенно отстать.

По прогнозам аналитиков, сложности будут преследовать бизнесменов, решившихся работать в Крыму, еще около пяти лет. «Задача по вовлечению Крыма и Севастополя в правовое и экономическое пространство РФ еще не решена в полной мере, – констатирует руководитель аудиторско-консалтинговой группы «АиП» Сергей Елин. – Остаются нерешенными еще все вопросы транспортной доступности, а также, безусловно, влияет пока имеющаяся изолированность из-за санкционных мер, именно поэтому у российских предпринимателей, намеревающихся открыть (или продолжать вести) бизнес на полуострове, подчас возникают определенные сложности. Очень важную роль для крымских предпринимателей играли связи с Украиной, а теперь они перестраиваются на Россию и другие страны, но на это тоже нужно время. Особенности российского законодательства, налогообложения, тарифной политики накладывают отпечаток на бизнес, ряд процессов протекает болезненно, так как в российское законодательство местами довольно жестко регламентирует те или иные аспекты предпринимательства. Также, на мой взгляд, достаточно низкая покупательная способность населения оказывает свое влияние. Сейчас в Крыму наблюдается несогласованность органов власти в некоторых вопросах, что создает дополнительные трудности компаниям и предприятиям. Все это прогнозируемые и понятные процессы, на перестраивание которых нужно время. Однако интеграция Крыма в российскую экономику и переформатирование его из региона дотирующегося в регион-донор – приоритетная задача правительства, которая, думаю, несмотря на все технические сложности, будет решена в ближайшие пять лет».

Под соусом импортозамещения

Мидии – продукт круглогодичный, богатый полезными веществами и, к тому же, относительно недавно вошедший в моду в Европе. «В Европе популярны крафтовые пабы, – делится наблюдениями Даниил Андриянов. – Там к пиву часто подают мидии под разными соусами. Это и вкусно, и полезно. Все-таки не жирные жареные куриные крылышки! В России крафтовые пабы тоже появляются, и мы уверены, что, распробовав крафтовое пиво, наши люди распробуют и мидии».

Пропаганду мидий Даниил Андриянов ведет через соцсети и личное общение с владельцами заведений. По словам последних, мидии в пабах может ждать успех. «Культура крафтового пива пришла из Америки и Европы, – рассказывает совладелец открывшегося недавно в центре Москвы бара «Крафтер» Иван Анохин. – Поэтому все, что пользуется успехом там, скорее всего, приживется и у нас. Например, есть сорта крафтового пива, которые принято закусывать шоколадом. И здесь у такого пива есть свои поклонники. Мы пока предлагаем классические пивные закуски и бургеры, но мидии тоже имеют право на жизнь».

Следующий шаг – это выход в сегмент b2c. «В моде всякие кулинарные подписки: на свежий хлеб, мясо, разные вкусности, – рассуждает Даниил Андриянов. – Почему бы не сделать такой подписной сервис для мидий? Поставлять мы их можем с вином, каждый раз с новым рецептом и ингредиентами для приготовления. Стоит такая подписка около 1200 руб.». По его словам, черноморские мидии способны вытеснить зарубежные и полностью насытить российский рынок. Но сколько мидий нужно России для счастья?

Экзотические продукты, а мидии вряд ли в скором времени станут для сограждан обычным блюдом, продаются на достаточно узкую аудиторию. Об этом не понаслышке знает Вадим Хутро, владелец компании «Рак-ша», которая шесть лет торгует живыми раками на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. «Спрос на нашу продукцию вот уже несколько лет совершенно стабильный, – говорит Вадим Хутро. – На северо-западе России нет такой культуры потребления раков, как, например, на юге. Раков едят ровно столько, сколько едят. Не больше и не меньше».

По словам Вадима Хутро, несмотря на небольшой спрос, на рынке постоянно появляются новые игроки. Но они очень быстро исчезают: возить раков – бизнес достаточно сложный, да и маржинальность ниже средней.

Начинал Вадим Хутро с аренды рыбколхоза, в садках которого пробовал сам выращивать раков. «Но дикие раки вкуснее, – признается Вадим. – Спрос на них больше, поэтому я решил заняться поставками раков». Первые три года предприниматель работал на то, чтобы окупить затраты на старт, которые составили порядка 500 000 руб. Большая часть поставщиков Вадима Хутро – это небольшие российские фермы. И только зимой он переходит на заграничных раков, выращенных в Армении.

Импортозамещение – процесс, как уже много раз говорилось, нужный. И есть у него один забавный дополнительный эффект: под лозунгом импортозамещения активизируются даже те предприниматели, которые с импортной продукцией особо никогда не конкурировали. И дополнительных благ на поддержку отечественного производителя эти предприниматели тоже не требуют. Просто под соусом импортозамещения и раки вкуснее, и мидии роднее. Ну и пусть.

Еще по теме